♦ Взносы: поровну или от площади?
♦ Как изъять брошенный участок?
♦ Отключать ли должников от коммуникаций?
♦ Кому создавать инициативную группу?
Дачник не платит членских взносов. По закону его можно исключить из садоводческого товарищества. Он обязан продать участок и дом. А если не хочет? Кто и как может заставить? Это всего лишь одна из множества проблем в этой сфере. Есть чисто хозяйственные: вывезти мусор, отремонтировать водопровод, заменить трансформатор. Но не менее важны и взаимоотношения внутри товариществ, с государственными органами и многие другие.
В стране почти полмиллиона дачников и более 4500 садоводческих товариществ. Их деятельность регламентируется Указом Президента от 28 января 2008 года № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». И хотя в документ несколько раз вносились изменения, все нюансы учесть сложно. Они связаны и с недостаточной компетентностью дачников, и с необходимостью издания локальных нормативных актов, разъясняющих применение отдельных положений указа.
Чтобы разобраться во всех перипетиях жизни садоводов, «СГ» собрала их и заинтересованные службы за «круглым столом». В дискуссии участвовали консультант юридического управления Министерства экономики Юрий СЕМЕНЮК, член садоводческого товарищества «Кунцевщина» Владимир ШЕИН, адвокат Минской областной юридической консультации № 2 Ксения КОБАСА, председатель садоводческого товарищества «Лувр» Олег ШАЛАШОВ, заместитель начальника главного управления землеустройства Минского облисполкома Владимир ГУМАРОВ, председатель садоводческого товарищества «Ветеран войны» Ирина МАТВЕЕНОК.
Юрий СЕМЕНЮК | Владимир ШЕИН | Ксения КОБАСА |
Олег ШАЛАШОВ | Владимир ГУМАРОВ | ИринаМАТВЕЕНОК |
«СГ»: — В Указе № 50 прописано: контроль за деятельностью садоводческих товариществ, оказание им правовой помощи осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные комитеты, на территории которых расположены садоводческие товарищества, и другие государственные органы.
О. ШАЛАШОВ: — Все правильно. Но нет дополнительных нормативных актов, которые бы конкретизировали, каким образом оказывается помощь. В нашем товариществе есть заброшенные участки. Обращаемся в местные органы власти с копиями протоколов о лишении их владельцев членства. Но добиться конкретного ответа, что с ними делать, не можем. Не прописана методика действий в данных ситуациях.
В. ГУМАРОВ: — В Указе № 50 достаточно подробно расписаны права и обязанности председателя и правления садоводческого товарищества, всех членов. Если бы все это выполнялось, был бы порядок. Но и без проблем не обойтись. Судите сами. Только в Минском районе 320 садоводческих товариществ, более 50 тысяч членов. Землеустроительная служба небольшая, за всем не уследишь. Тем более что у нее много других забот.
В. ШЕИН: — Считаю: юридический отдел исполкома, получив ходатайство садоводческого товарищества, обязан вместе с уполномоченным по защите прав потребителей подавать в суд иск и отстаивать права садоводов. К сожалению, этого не происходит.
К. КОБАСА: — Председатели садоводческих товариществ часто считают, что государственные органы должны помогать и чуть ли не руководить этими товариществами. Но в Указе № 50 и Гражданском кодексе четко сказано: это самостоятельные юридические лица. Можно ли представить, чтобы какие-то другие юридические лица постоянно штурмовали исполкомы и просили о помощи, разъяснений, как им действовать в отношении какого-то сотрудника, заключать договор поставки, взыскивать платежи и так далее? Безусловно, государственные органы могут давать какие-то разъяснения в пределах своих полномочий, поделиться нормативными документами, рассказать о правоприменительной практике. Но в случае возникновения спора о праве, нужно обращаться за помощью к адвокатам, которые имеют большой опыт в сфере правоприменительной практики по вопросам деятельности садоводческих товариществ.
Ю. СЕМЕНЮК: — Сейчас государственные органы собирают информацию о проблемных вопросах садоводческих товариществ. Они будут проанализированы, и после этого, возможно, будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Указ № 50. Но следует учесть, что нормотворческий процесс достаточно длительный.
«СГ»: — В «Положении о садоводческом товариществе» сказано, что членские взносы вносятся в равном размере вне зависимости от величины земельных участков. С этим не все согласны. Аргументы? Одно дело, если участки разнятся незначительно, другое — когда это 5 и 10 соток. К тому же бывают случаи, когда человек владеет сразу несколькими участками в одном товариществе, а взносы платит наравне с теми, у кого один. Справедливо ли это?
И. МАТВЕЕНОК: — Считаю, что площадь участка не должна принципиально влиять на размер членских взносов. Но есть другая проблема. У нас есть садовод, у которого четыре участка и столько же садовых домиков, которые товарищество обслуживает. К каждому подведены линии электропередачи, водопровод, дороги. А человек платит столько же, сколько и тот, у которого один дом и участок. С другой стороны, бывает и наоборот. Один участок поделен на доли, и два члена товарищества платят взносы. Нужно с этим как-то разобраться.
К. КОБАСА: — Есть нюансы. Например, у человека четыре участка, каждый обрабатывает, регулярно все поливает, соответственно, тратит больше воды и создает большую нагрузку на насосную систему, чем тот, у которого один участок. Но может быть и человек, у которого тоже четыре участка, а там просто растет травка, и его затраты на водопровод минимальные. Полагаю, в данном вопросе должен быть индивидуальный подход, требуется масштабная проработка, чтобы определить, как и людей не обидеть, и интересы товарищества соблюсти.
Ю. СЕМЕНЮК: — Все случаи в нормативных актах прописать невозможно. Такие вопросы должны решаться внутри каждого садоводческого товарищества.
В. ГУМАРОВ: — Я тоже так считаю: надо на общем собрании принять решение о том, какими должны быть в каждом конкретном случае взносы.
В. ШЕИН: — Членские взносы надо дифференцировать. Если у человека несколько участков, то, соответственно, дорог вдоль них больше, требуется больше и затрат.
О. ШАЛАШОВ: — Я столкнулся с такой ситуацией. Менял линию электропередачи. Человек говорит: буду платить за это один целевой взнос за четыре участка. Но вдоль их расположены три столба, а рядом у человека один участок и один столб. Суммы вносят одинаковые. Кто заплатит за остальных два столба? Надо в нормативных документах отрегулировать эту проблему.
«СГ»: — Актуальна проблема брошенных участков, которые не используются годами, распространяют сорняки. Что с ними делать? Можно ли изъять? Как урегулировать проблему, естественно, не нарушая права собственности, и продать такие дома?
В. ГУМАРОВ: — Раз садоводческое товарищество — юридическое лицо, то и должно решать все свои внутренние проблемы, в том числе и с пустующими участками.
О. ШАЛАШОВ: — Это порой невозможно. У нас есть пустующий участок, владелец уехал в Россию, его много лет никто не видел. По Указу № 50, садоводческое товарищество лишает человека членства, если он не обрабатывает участок и не вносит взносы. В течение года он должен продать участок. Но сложность в том, что часто местонахождение таких людей неизвестно. Считаю, должен быть такой алгоритм: председатели товариществ сообщают о пустующих участках в местные органы власти. А они имеют возможность с помощью милиции искать владельцев и подавать иски в суд об обращении таких участков в доход государства. Чтобы в дальнейшем исполком мог их продавать желающим.
К. КОБАСА: — При всем желании председатель садоводческого товарищества не в состоянии решить проблему пустующих домов самостоятельно, ему требуется помощь, хотя у него есть определенные полномочия. Думаю, его функция должна состоять в выявлении таких домов и информировании местных органов власти. Недавно принят Указ № 357 «О пустующих и ветхих домах». Документ направлен на совершенствование работы по сокращению количества бесхозных и аварийных построек в населенных пунктах. Но садоводческие товарищества к таким не относятся. Вероятно, и для них нужен какой-то нормативный акт, касающийся заброшенных строений, либо внесение норм на эту тему в уже действующие нормативные правовые акты.
В. ГУМАРОВ: — Председатель садоводческого товарищества должен не запускать эту работу. Чтобы не было пустующих по 10 лет домов. Если в течение года участок не используется, срочно решать, что с ним делать самому или с помощью местных властей.
«СГ»: — Много недоразумений возникает с уплатой членских взносов. Если человек не платит в течение двух кварталов, его можно исключать из членов садоводческого товарищества. Как избежать таких радикальных шагов?
О. ШАЛАШОВ: — У нас проблема решается просто. Общее собрание приняло решение: отключать должников от коммуникаций. Сразу было много недовольных, когда у 16 человек, как говорится, обрезали свет. Но такая воспитательная мера подействовала.
И. МАТВЕЕНОК: — Взносы можно также взыскать в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса либо других лиц, имеющих право совершения таких нотариальных действий.
К. КОБАСА: — Это хорошее положение. Но бывают случаи, когда у должника нечего взять. Он живет за счет неофициального дохода. Как с него взыскать долг по взносам? Поэтому, возможно, отключение коммуникаций — более эффективный способ. Он создает человеку неудобства. Чтобы от них избавиться, приходится заплатить долг по взносам.
«СГ»: — Раз мы говорим, что государственные органы не имеют полномочий решать многие проблемы дачников, а у председателя садоводческого товарищества не всегда хватает сил и средств, возможно, в этой ситуации надо подумать о создании общественного объединения дачников. Если каждое товарищество будет перечислять мизерную сумму для этого объединения, в целом она станет приличной. Можно будет нанимать квалифицированных юристов и помогать решать конкретные проблемы. В Указе № 50 записано, что товарищество имеет право объединяться в ассоциации или союзы. Как можно это сделать на практике?
Ю. СЕМЕНЮК: — Надо сразу отметить, что это будет общественное объединение и создаваться оно должно на основе законодательства о партиях и общественных объединениях. Может быть создана инициативная группа, которая разработает устав, созовет конференцию, и потом в установленном законом порядке объединение должно быть зарегистрировано.
В. ШЕИН: — Считаю, раз в указе написано, что местные органы власти оказывают правовую помощь и ведут контроль за деятельностью садоводческих товариществ, то они и должны оказать помощь в создании общественного объединения садоводов. То есть надо распоряжением председателя райисполкома создать инициативную группу.
К. КОБАСА: — Опять мы приходим к тому, что государство должно что-то создать за кого-то. У исполкома нет таких обязанностей. Садоводческое товарищество — негосударственное юридическое лицо с возможностями самоуправления. Каждое товарищество вправе решить, необходимо ли ему объединиться в ассоциацию, предложить объединиться другим товариществам в союз. Такая возможность есть.
gedroiz@sb.by
Фото автора.