Сколько весит корова?

ПОДНЯТАЯ проблема в статье академика Владимира ГУСАКОВА «Кадровый голод при изобилии дипломов» («БН», 31 мая—1, 2 июня) весьма актуальна. В самом деле, при перепроизводстве дипломированных специалистов в сельском хозяйстве наблюдается большая нехватка квалифицированных работников.

Или почему дипломированные экономисты-аграрии недостаточно знают производство.

ПОДНЯТАЯ проблема в статье академика Владимира ГУСАКОВА «Кадровый голод при изобилии дипломов» («БН», 31 мая—1, 2 июня) весьма актуальна. В самом деле, при перепроизводстве дипломированных специалистов в сельском хозяйстве наблюдается большая нехватка квалифицированных работников.

Безусловно, причины сложившейся ситуации разные. Не секрет, что село по-прежнему остается менее привлекательным для жизни, чем город. Во многом в связи с тем, что сельское хозяйство не обеспечивает занятых в нем работников сопоставимым с городским уровнем доходов. Но не только. Есть пробелы и в системе обучения и закрепления кадров. Например, по экономическим специальностям студенты занимаются в настоящее время четыре года вместо пяти. Сокращение времени обучения произошло за счет технологических дисциплин и производственной практики. В результате сельское хозяйство получает так сказать рафинированных экономистов, которые могут уверенно комментировать концепцию Бостонской консультативной группы, но не знают ответа на несложный практический вопрос «Сколько весит корова?», подготовив дипломную работу по эффективности молочного скотоводства (это реальный случай). Многие просто теряются перед грузом свалившихся проблем, не зная, с какой стороны подступиться к их решению, и находят лучшим уйти, отбыв двухлетнюю «повинность».

Кое-кто ставит под сомнение целесообразность заключения договора со студентом, предусматривающего его целевую подготовку для конкретного предприятия. Стоит напомнить, что подобная практика не нова. Договоры целевой подготовки заключались и в советское время, принимаются они и сейчас. Даже если заказчик — слабое предприятие, для многих оно ассоциируется с малой родиной. Желание изменить ситуацию к лучшему — не менее сильный мотив для амбициозных молодых людей, чем высокая зарплата. Если молодой человек пришел не за «корочкой», а за знаниями и профессией, то, как будущий специалист, он мог бы примерять теорию и передовую практику (а именно такая должна быть в учебно-опытных хозяйствах при учебных заведениях аграрного профиля) к специфике направившего его на обучение хозяйства. К сожалению, основные знания и опыт многие приобретают на производстве, а не в учебных аудиториях и лабораториях.

Относительно стимулов к работе. Не только размер доходов имеет значение. Важно обеспечить взаимосвязь уровня заработной платы с результатами труда и бизнеса. Если это соблюдается, то эффективность будет постоянно расти, а с ней — повышаться доходы.

Кроме того, на селе действенны неденежные формы мотивации труда и ответственного отношения работников к своим обязанностям. Это натуральная оплата, оказание услуг по обработке земельного участка, который способен давать до 30 млн. руб. чистого дохода с гектара. Целесообразны различные формы хозяйственного расчета, предполагающие коллективную ответственность за результаты труда, установление заработной платы руководителям и специалистам по нормативам от выручки и валового дохода. Реально наделение работников правами собственности на предприятие с выплатой дивидендов на акции и паи, а в перспективе — концентрация капитала у квалифицированных и деятельных менеджеров.

О создании при учебных заведениях научно-исследовательских институтов. Считаю этот путь неоправданным для Беларуси. В стране создано достаточное количество научных учреждений аграрного профиля.

При этом нисколько не хочу умалить квалификацию и пользу для страны, которую приносят ученые, работающие на кафедрах в учебных заведениях. Однако главная их задача — давать образование и обучать студентов. Сочетать высокую учебную нагрузку (порядка 700 часов в год, тогда как в западноевропейских университетах — около 200) с наукой как профессиональной деятельностью практически невозможно. Известно, что бывает, если гнаться за двумя зайцами. Вузы гораздо больше сделают для науки, если подготовка студентов, которые придут в аспирантуру, будет на должном уровне. А реализация творческих замыслов ученых не требует дополнительных организационных надстроек.

Валерий БЕЛЬСКИЙ, директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter