«Сколько в ребенка вложишь в начале пути, столько он потом вернет миру»

В Бриневском детсаду-средней школе Петриковского района каждый третий учитель — молодой специалист. Шесть девушек и один парень совсем недавно получили дипломы и прибыли на новое место жительства. И еще даже не привыкли, что к ним обращаются сугубо по имени-отчеству.

Шесть плюс один – так я окрестила коллектив молодых учителей, домик которых в Бриневе – местная достопримечательность.

В Бриневском детсаду-средней школе Петриковского района каждый третий учитель — молодой специалист. Шесть девушек и один парень совсем недавно получили дипломы и прибыли на новое место жительства. И еще даже не привыкли, что к ним обращаются сугубо по имени-отчеству.

— Любовь Ивановна, а Любовь Ивановна! — дразню свою подругу детства Любовь Лешкевич, которая в этом году также влилась в коллектив Бриневского детсада-школы.

— Хватит шутить! Ученики все по имени-отчеству, в учительской — всё Ивановна да Ивановна... Для тебя я просто Любка!

Просто Любка еще в школе по географии «шарила» лучше отличников. Задаст учитель Прасковья Таранович мудреный вопрос, все затылки чешут, а Любка всегда в самое яблочко. Так и стала восьмиклассница все больше интересоваться этим предметом. А после 11-го класса поступила на «бюджет» в Гомельский университет имени Ф. Скорины...

После студенческой скамьи молодого специалиста распределили в Петриковский район. Любовь Ивановна месяц отдохнула дома, на Столинщине, и давай собираться, чтобы на новое место жительства перебраться.

Деревня Бринев встретила ее приветливо. В школе молодую учительницу обрадовали: приедет еще шесть таких же, свежеиспеченных, скучать не придется! И точно, с чемоданами  пожаловали остальные. Молодым педагогам выделили полдомика — здание бывшего правления колхоза. Домик, как мне довелось убедиться, уютный, с деревянной внутренней отделкой, на кухне — новая газовая плита, к дому подведена вода и в санузле — новенькая сантехника. Так что не жизнь, а красота! Не в каждом сельском домике такие удобства найдешь.

 

В деревне пристанище педагогов даже окрестили — учительское. Как к нему пройти, в Бриневе каждая собака знает, — почти местная достопримечательность. Четыре учительницы и один учитель в нем уже обжились. Еще двое девушек — Валя и Наташа — ближе к зиме, когда придут холода и скользкие дороги, переберутся в домик. Они родом из соседних Лясковичей, вот и добираются пока на личном транспорте.

От учительского жилья до школы минут десять ходьбы. Так что, признаются девчата, и высыпаются, и с утра чай успевают выпить, подкраситься. По вечерам пишут планы, повторяют параграфы и главы учебников, чтобы самим знания освежить и ученикам все доступно изложить. Иногда на общей кухне собираются на чай.

— Мне порой кажется, что ученикам больше нравится работать с молодыми учителями, чем с нами, старожилами школы, — в шутку сетует директор ГУО «Бриневская детский сад-школа» Надежда Дековец. — Может, молодежь школьникам по духу ближе?...

В детском саду-школе за партами сегодня — 70 детей. Самый «густонаселенный» класс — из десяти учеников, в самом маленьком — трое детишек.

— Мне в сельской школе работается легко, и небольшие классы — это даже лучше для самих школьников, ведь каждому ребенку уделяем внимание, — признается единственный мужчина в женском коллективе, молодой учитель труда, биологии, черчения и допризывной подготовки Петр Стрельченя. — А чтобы меня ученики уважали, стараюсь быть справедливым и не выделять в классе любимчиков.

Похоже, секрет Петра Николаевича — как заслужить авторитет среди учеников — работает. Он трудится в школе полгода, пришел сразу после армии, а 11-классники на выпускном сказали: «Хотим быть похожими на Петра Николаевича».

Кстати, девчата-учительницы с этим согласны — в их общем доме без рук Петра никуда: что надо — починит.

Екатерина Довбик считает, что ей в школе досталась самая ответственная миссия — учить детишек сызмалу, она — учительница начальных классов.

— Я сама часто вспоминаю свою первую учительницу и постоянно про себя ее благодарю.

Листаю в учительской журналы: заполнены красивым почерком, оценки почти в каждой графе.

— Ага, а вот и двойка стоит. Много уже двоек «накрутили»? — по-дружески спрашиваю свою сверстницу, учителя белорусского языка и литературы, выпускницу Мозырского университета Анастасию Сазонову.

— Одну поставила, и рука не дрогнула. Но я не строгая! — признается Анастасия Григорьевна. В коллективе сразу стали сравнивать, кто сколько уже двоек поставил.

Настя Сазонова родом из Лясковичей Петриковского района. На работу ездит на своем автомобиле, каждое утро подвозит свою подругу и коллегу Наталью Абрамец. Настя и Наташа раньше были одноклассницами, а теперь в одной учительской журналы заполняют.

— Я бы с удовольствием еще на пару годиков продлила свое студенчество, — улыбается учитель истории Наталья Абрамец. — Мы молодые, хочется еще подурачиться, повеселиться, а тут нужно быть строгой, ответственной.

Надежда Дубина в школе ведет русский язык, литературу и историю. Сама родом из деревни Филипповичи, что тоже на Петриковщине. Правда, там школу закрыли, по распределению попала в Бринев. Домой и из дома каждый день на работу ездить нереально: автобус ходит всего трижды в неделю, вот и переехала в учительский домик.

— Мы уже притерлись характерами, обжились. Нам весело, и мы ничуть друг другу не надоедаем, хотя вместе почти 24 часа — и на работе, и после нее, — признается Надежда Викторовна.

Надя любила историю, сколько себя помнит. Особенно историю родного края. Ее учитель по любимому предмету Михаил Селех постоянно брал с собой ученицу в походы по тропам партизан, на раскопки и говорил: быть тебе историком. Так и вышло.

— Для каждого педагога важно, чтобы хотя бы один ученик из сотен выбрал его профессию. И я тоже хотела бы взрастить хорошего историка, — думает о будущем девушка.

Валентина Белошицкая, которая преподает здесь математику, шутит:

— В профессии учителя есть много положительных моментов: цветы и теплые слова на линейках, например. И факт доверия со стороны старшего поколения. Я ведь даже не ожидала, что в первый год стану классным руководителем. А тут мне сразу доверили седьмой класс. Ребята хорошие! И вроде мы нашли общий язык. Опыт классного руководства, думаю, тоже в жизни пригодится.

Любопытства ради зашла на урок, который вела моя подруга Люба. То есть уже Любовь Ивановна. Постучалась тихонечко в класс и присела с разрешения учителя на заднюю парту. Уверенная и строгая с виду, серьезная и в меру добрая, Люба меня поразила: настоящий учитель, которого мы порой боялись, — вечером, бывало, допоздна играем в мяч и параграф по географии не прочитаем. Еще вчера она была по другую сторону «баррикад», а сегодня роли поменялись: из учеников — в педагоги.

Шесть плюс один (шесть девушек и один мужчина) — так я окрестила коллектив  молодых учителей. На ближайшие два года они выбрали на жительство деревню. А дальше — как сложится судьба. Многие из них уже точно знают, что сельский учитель — это правильный выбор. Призвание на всю жизнь.

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Фото автора

В ТЕМУ

По данным отдела кадров управления образования Гомельского облисполкома, в августе 2010 года в сельскую местность, малые и средние города региона прибыли и работают по распределению около 800 выпускников педагогических ссузов и вузов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter