Сколько в Минске Москвы и Питера

Корреспондент «СОЮЗа» расспросил об этом главного архитектора северной Пальмиры

Корреспондент «СОЮЗа» расспросил об этом главного архитектора северной Пальмиры


В Минске побывала делегация питерских архитекторов — их пригласили коллеги из Белорусского союза архитекторов. Делегацию возглавлял главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.


— Понравился вам Минск, Юрий Константинович?


— Очень! Город чистый, аккуратный. Приятно был удивлен, увидев местные здания. Ведь белорусская архитектурная школа в определенной степени петербургская, точнее, ленинградская и немного московская. В свое время в Минск уехали работать многие мои товарищи по институту. Поехали на два–три года, а задержались в большинстве своем на всю жизнь, сделав там имя, карьеру.


— Как я поняла, пригласили вас отнюдь не на экскурсию.


— В Беларуси возводится сейчас очень много офисных зданий, жилых, спортивных. А опыта, сетуют местные специалисты, недостаточно. Да и проблемы у современных архитекторов и строителей разных стран сейчас, в общем, схожие. Главная из них: как и что строить в историческом центре, чтобы не навредить, как «увязать» новую постройку с транспортными потоками.


— Бытует мнение, что архитекторы в большей степени, чем люди других профессий, подвержены политическому заказу, а отнюдь не влиянию мировых тенденций.


— Действительно, архитектура всегда была заказом. Только скорее социальным, а не политическим. И в советское время, и в дореволюционное. Все самые известные петербургские сооружения возводились за царские деньги и по царскому заказу, ну, или на деньги знати: Зимний дворец, Апраксин двор, Александринский театр, Михайловский дворец... В советской истории был «сталинский период архитектуры», признанный, между прочим, во всем мире. По художественности и эмоциональности он ничуть не уступает постройкам царского времени. Позже те же самые архитекторы, которые строили «сталинки», стали заниматься панельными пятиэтажками. У каждого времени свои задачи.


— Я немного о другом. Почему, на ваш взгляд, в ХVII–ХIХ веках, когда технические возможности были достаточно скромными, строили тем не менее и надежно, и оригинально, и красиво — глаз не оторвать от того же Михайловского, Зимнего? А нынче, при современных–то технологиях, все так однообразно.


— Архитектура сегодня — это глобальное искусство, сильно подверженное «влиянию извне». Отсюда ее унификация. Все модные течения благодаря интернету моментально тиражируются, заимствуются. Это — во–первых. Во–вторых, те дома, в которые вкладываются хорошие деньги — на планировочную структуру, отделочные материалы, придомовое благоустройство, — они качественные, заметные, выпадают из общего ряда. У нас в Петербурге тому немало примеров. Скажем, два здания на Невском проспекте за Московским вокзалом. Это самый центр города! Беда в ином. В том, что застройщики стараются вкладывать меньше средств на возведение или реконструкцию зданий, иначе не продать их потом. Бывает и так, что наши специалисты, заимствуя чужую идею, перенимают только чисто внешние черты сооружения при сохранении старого содержания. А в той же Западной Европе выбор того, что именно строить и как это будет выглядеть, продиктован обычно конкретными технологиями.


— Слышала от специалистов, что «в Минске архитектура не испорчена». Это так?


— В свое время так же говорили о Петербурге, даже хвалили его за это. Но в том не было заслуги самого города. После того как в 1918 году он перестал быть столицей России, в нем строили мало. Потому и хорошо сохранился. Схожая ситуация с Минском. Он хоть и главный город Беларуси, но до недавнего времени в нем мало что возводилось. К тому же генеральный план Минска, созданный в советское время, до сих пор является образцом градостроительства — был в свое время примером всем в СССР! «Ломать» его — значит разрушить саму идею этого города. В любом случае белорусским коллегам наш опыт будет весьма полезен.


— Надо думать, не только минчанам у нас, но и нам у них есть чему поучиться?


— Безусловно. Меня приятно удивила, например, размеренность жизни этого большого города. Нет свойственной Петербургу непрерывной спешки за всем и вся. Понравилось бережное отношение и специалистов, и рядовых горожан к старинным постройкам. Интересовались мы также материалами, которые используются в Беларуси в строительных работах. Они у них высокого качества. И что немаловажно — свои, не импортные. Наша делегация побывала на нескольких предприятиях. В том числе на заводе металлоконструкций, где производят высококачественный алюминий. Это действительно новый уровень производства, который, несомненно, будет способствовать повышению качества строительных работ. Добавьте к этому тот факт, что минские строители — имею в виду в данном случае рабочих — специалисты очень высокого уровня.


К слову, о материалах, а также о высотном строительстве. В Минске делают ставку на облегченные, как их называют, современные строительные материалы. И с большой осторожностью относятся к возведению многоэтажных домов, чего, согласитесь, никак не скажешь о петербургских архитекторах, стремящихся в последние годы «всё выше, и выше, и выше».


— А что скажете об оригинальной системе озеленения и орошения Минска? Говорят, благодаря этому в городе не бывает душно даже в 30–градусную жару.


— Я уже упомянул великолепный градостроительный план, созданный советскими архитекторами 50 с лишним лет назад для восстановления Минска. Он предусматривал и оригинальную систему озеленения города, включающую другую систему — искусственных водоемов, запруд. Смотрится это интересно. И, что главное, вносит свою лепту в регулирование местного микроклимата.


— Сотрудничество двух союзов архитекторов — Беларуси и Петербурга — ограничится пока только вот этой поездкой или?..


— Мы подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве. Он предусматривает, что мастерские с той и другой стороны смогут участвовать в творческих конкурсах как в Беларуси, так и в Петербурге.


Людмила БЕЗРУКОВА


lb20.08@mail.ru


Санкт–Петербург

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter