В преддверии Дня учителя поговорили с начальником главного управления по образованию Брестского облисполкома

«Сколько талантливых детей поступают из деревень!»

Нынешний год стал точкой отсчета в новом витке развития белорусского образования. «Народное образование, школы, вузы — это не та сфера, где мы шутить должны», — сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе недавней встречи с Госсекретарем Совета Безопасности Александром Вольфовичем. Изменения продиктованыне только временем, но, что более важно, опытом. Централизованный экзамен, сельские школы, молодые специалисты, условия работы учителей — эти и другие вопросы обсудили с начальником главного управления по образованию Брестского облисполкома Натальей Калиновской.

— Наталья Анатольевна, мы, журналисты, уже не раз освещали тему нововведений, но родители все равно волнуются и не понимают, как это повлияет на учебу детей. Помогите разобраться.

— Изменения всегда даются сложно. Руководителям школ, ссузов, университетов придется еще не раз объяснять и учителям, и ученикам новые правила. Если говорить кратко и просто, то теперь обязательно общее среднее образование. Уроки — только на государственных языках. А в гимназиях при приеме в 10-й класс будет конкурс: важно видеть уровень ребят, чтобы в будущем на него ориентироваться. И самое главное, что вызвало много вопросов, — замена ЦТ централизованным экзаменом. Мы считаем, что это повысит объективность. По сдаваемым предметам учителя не будут аттестовывать выпускников. Раньше 11-классникам приходилось готовиться и к изложению, и к контрольной письменной работе, и к устным экзаменам. Потом для поступления в вуз школьники сдавали ЦТ. А сейчас испытание будет проходить в виде централизованных экзаменов, что очень упрощает работу учащимся и педагогам.

— Когда училась в школе, почти еженедельно проводились какие-то мероприятия по патриотическому воспитанию, большое внимание уделялось здоровому образу жизни. А как обстоят дела сейчас?

— Роль социализации и воспитания значительно увеличилась. И если мы, учителя, родители, полностью этого не осознаем, то судьба наших детей, государства вряд ли будет благополучной и счастливой. Очевидно, что задачи и содержание воспитания сегодняшних детей усложнились. У них слишком много отвлекающих факторов, которые могут повлиять на уровень образования. Мы должны учитывать, что они больше взрослых подвержены информационному воздействию. Ребята часто приходят с вопросом: а правда, что пишут в интернете? Учитель должен отреагировать и дать объективный ответ. Например, актуальна тема геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной. Открываются новые факты, и педагоги рассказывают о них детям. Проект «Школа активного гражданина», инициативы БРСМ, экскурсии школьники с радостью приветствуют. В этом деле главное — интересно преподнести. У каждого учителя свои секреты.

— Многие мои знакомые в этом году получили статус молодого учителя и пришли работать в сельские школы. Как местная власть помогает таким специалистам?

— В учреждения образования области за последние три года направлено около 1800 молодых специалистов. Каждый дополнительно получает 20 процентов к окладу. Также молодые учителя могут прийти в любое хозяйство на селе и попросить их поставить в очередь на получение жилья. Если работник снимает квартиру в Бресте, Барановичах или Пинске, то ему доплачивают за аренду примерно 96 рублей, в других населенных пунктах — 64. Выпускники выбирают преподавание осознанно, поэтому и закрепляемость высокая — 70 процентов. Некоторые очень привязываются к детям, что и становится решающим фактором.

— Если сравнивать начало вашей карьеры и нынешние условия труда учителей, что изменилось?

— Эпоха информационных технологий диктует свои правила, активно применяется компьютерная техника. Сегодня уже трудно представить, что планы уроков, контрольных, сценарии мероприятий мы писали исключительно от руки. Конечно, перестраиваться было сложно, но оно того стоит. Сегодня ребятам можно показывать презентации, видео, использовать образовательные порталы, напрямую связываться с родителями.

— Много споров вызывает школьная форма. Она необходима?

— Понятие «школьная форма» употребляем, чтобы лучше понимать друг друга, но по факту ни в каких документах его нет. Есть деловой стиль и единые отличительные элементы одежды или аксессуары. Они, как вы знаете, уже вовсю используются учреждениями образования. Со следующего года планируется, что у каждой школы будет уникальный комплект формы. Перед этим, конечно, проведем опросы учащихся, учителей, изучим рынок производителей одежды. У всех есть время подготовиться и выбрать оптимальный вариант.

На мой взгляд, деловой стиль дисциплинирует, настраивает ребенка на учебу. Для родителей снимается каждодневный вопрос, в чем отправить сына или дочь в школу. Да и это экономически выгоднее, чем покупать несколько комплектов одежды. Когда работала директором Брестского областного лицея имени П. М. Машерова, у учащихся были единая форма и галстуки как отличительный знак их профиля. И ребята с гордостью понимали: это визитная карточка. Лицеиста видно издалека.

— В машеровский лицей поступают ребята из деревень всей Брестчины. Отличается ли их уровень знаний от городских школьников?

— Областной лицей как раз подтверждает то, что любой ученик из сельской местности может получить основательное образование и углубленно подготовиться к вступительным экзаменам в вуз. Сколько талантливых детей поступают из деревень! Как в городе, так и на селе одинаково квалифицированные педагоги, которые доводят подопечных и до 100 баллов на ЦТ, и до республиканских олимпиад.

— Молодежь сейчас ставит под сомнение нужность высшего образования, все больше обучаясь на курсах. Какое у вас мнение на этот счет?

— Проверенные практико-ориентированные курсы, безусловно, дают определенные навыки, но далеко не на каждую должность наниматель примет без наличия высшего или среднего специального образования. А вообще, каждый человек может выбрать учебное заведение, чтобы реализовать себя в профессии. Сегодня есть запрос и на рабочие специальности, получение которых качественно организовывается в учреждениях среднего специального образования.

— Вы прошли путь от учителя белорусского языка и литературы до начальника управления образования. Кто привил любовь к преподаванию и какое произведение белорусского автора нравится больше всего?

— На выбор профессии повлияли учителя средней школы № 3 Дзержинска (сейчас гимназия), откуда я родом. Их интересные уроки, эмоциональная речь, неравнодушное отношение к ученикам, тонкое чувство юмора, теплая атмосфера запомнились и стали моим ориентиром в педагогической деятельности. С классным руководителем Людмилой Леонидовной Колодинской, учителем русского языка и литературы, до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Она продолжает влюблять в профессию учителя нынешних гимназистов, в том числе благодаря работе с учащимися педклассов.

Больш за 20 гадоў з вялікім задавальненнем выкладала вучням беларускую мову і літаратуру, развівала творчыя здольнасці праз заняткі ў тэатральнай студыі «Талака», перадавала сваю любоў да роднай краіны праз слова, замілаванне беларускімі краявідамі, праз аналіз мудрых літаратурных твораў. Адзін з маіх любімых — раман Івана Шамякіна «Сэрца на далоні». Заўсёды любіла паглыбляцца ў псіхалогію чалавечых стасункаў, аналізаваць вобразы персанажаў гэтага рамана, асабліва галоўнага героя, хірурга Антона Яраша. Ён для ўсіх нас узор чалавека-прафесіянала, адданага сваёй справе, узор патрыёта, які падчас вайны быў актыўным удзельнікам падпольнай барацьбы, узор шчырага сябра і сапраўднага сем'яніна, для якога вельмі важнымі з'яўляюцца сямейныя каштоўнасці.

— Дзякуй, Наталля Анатольеўна, за размову!

beleckaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter