Исправительная колония № 2 в Бобруйске — самая большая по численности в стране

Сколько стоит свобода

Исправительная колония № 2 в Бобруйске — самая большая по численности в стране...
Исправительная колония № 2 в Бобруйске — самая большая по численности в стране. Ее лимит — 2.700 осужденных, в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления. «Принцип работы дверей учреждений: нормальное положение дверей — закрытое. Это и для вашего, и для нашего спокойствия», — с этими словами начальник ИК № 2 Александр Какунин закрывает двери за нами и щелкает большим металлическим замком двери напротив.


Первым делом Александр Какунин ведет нас в «карантин». Для осужденных знакомство с правилами и традициями колонии начинается с плаката: «Осужденный, помни! Только примерное поведение приблизит день твоего ОСВОБОЖДЕНИЯ!» Здесь осужденные проводят минимум 2 недели. Ворота в «карантин» мастерски расписаны красками: огромная картина лесного озера. Начальник отдела исправительного процесса майор внутренней службы Дмитрий Шинвизе рассказывает, что автор — осужденный, который когда–то состоял в Союзе художников. Администрация заведения еще не раз подчеркнет, что руками заключенных сделано здесь многое. Не только руками, но и на заработанные ими средства. К примеру, хорошие акустические системы в комнатах воспитательной работы куплены за счет общественного фонда.


Территория колонии разделена на рабочую и жилую зоны. В одной части заключенные спят, едят и ходят в клуб, который, к слову, может вместить до тысячи семисот человек. В другой — работают. Исправительная колония № 2 специализируется на металло– и деревообработке.


— Изначально, когда колония только появилась, здесь не было предприятия. Осужденные строили городские здания: гостиницу «Юбилейную», завод «Белшина», «Агромаш». Их выводили под конвоем и пешком вели через весь город. Одно время даже была идея вырыть тоннель от колонии до стройки, чтобы удобнее было добираться, но потом от этой идеи отказались, — углубляется в историю Александр Какунин и открывает двери огромного клуба. Концерты, бокс, спектакли, лекции — составляющие культурной жизни заключенных. Есть даже своя телестудия. Там не снимают художественные фильмы. Все больше лекции о вреде курения и нарушения установленного порядка отбывания наказания. Здесь же, в клубе, нас встречает осужденный Михаил В.: «Отбываю наказание за взятку в особо крупном размере. Срок — 4 года. Взысканий не имею, активно участвую во всех мероприятиях». Следующие 5 минут Михаил с энтузиазмом рассказывал журналистам о том, что в колонии организуются спортивные мероприятия практически по всем видам спорта, что 4 раза в месяц можно позвонить, а комнаты для длительных свиданий напоминают трехзвездочный отель. В этом году преподаватель физики и математики подпадет под амнистию и сможет вернуться к жене и сыну.


По амнистии в колонии выходит небольшое количество осужденных. Все–таки это учреждение в основном для тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления, а эти статьи под амнистию не подпадают. Многие, находясь за решеткой, еще не возместили причиненный преступлением ущерб. И это тоже причина, чтобы не выйти по амнистии. Хотя бывали случаи, рассказывает начальник колонии, что сразу в чемодане родственники осужденного привозили по 350 миллионов и возмещали ущерб за раз, только бы он вышел на свободу.


В столовую, которая вмещает одновременно до 1.700 человек, мы пришли после обеда. «У нас 12 паровых котлов — это 400 литров, и 4 по 250 литров. Работают 6 поваров», — знакомит с хозяйством Василий Анищенко, заведующий столовой. Согласно нормативной рецептуре, кроме круп и мяса, осужденным положено молоко. Его добавляют в кашу три раза в неделю и 300 граммов выдают по понедельникам.


Из столовой проходим в рабочую зону. Своими руками осужденные шьют одежду, в том числе, как говорит руководство колонии, полностью одевают сами себя. Кроме того, делают продукцию для МАЗа, «Белшины», шьют спецодежду, в том числе и на экспорт. Заходим в вязальный цех. Из–за шума машин едва слышу собеседника. В цехе — 30 машин, которые за день выпускают 1.800 пар перчаток. 260 человек швейного цеха за год нарабатывают в общей сложности объем продукции на миллиард.


Интересуемся, как дела с зарплатой. Заместитель генерального директора РУПП ИК № 2 Сергей Назаров приводит цифры: зарплата, к примеру, у сварщиков, может колебаться от 200 тысяч до 5 миллионов. Все зависит от того, насколько продуктивно работает осужденный.


isaenok@sb.by


Советская Белоруссия №168 (24549). Четверг, 4 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter