Сколько стоит “голубаЯ кровь”?

Стоимость породистого кота напрямую зависит от “увесистости” и “чистоты” его родословной: чем старее и титулованней кошачье генеалогическое древо, тем больше у четвероного шансов затмить других на выставке, а у хозяев — выгоднее продать будущее потомство. У людей все несколько сложнее, но суть от этого не меняется: чтобы выгоднее себя презентовать, нужно чем-то выделиться. Высшим образованием или папой-миллионером сегодня уже мало кого удивишь, а вот если при встрече протянуть новому знакомому свою визитную карточку с изображением фамильного герба — неизгладимое впечатление гарантировано. Корреспондент “НГ” попыталась выяснить, во сколько может обойтись простому белорусу такая самопрезентация.

История не продается
Мода на генеалогию в России, например, уже начала приносить доход: тот, кто не желает годами просиживать в архивах, пытаясь отыскать хоть какой-то намек на свое дворянское происхождение, может просто заплатить пару тысяч долларов фирме, которая в два счета сочинит такое генеалогическое древо, которому позавидует даже английская королева. А если доплатить еще немного, то можно прибавить к архиву фамильный герб, флаг и даже гимн.
В Беларуси этот бизнес не развит — говорят, спроса нет. Единственное, что могут предложить частники, это заняться “фамильной” геральдикой, ценность которой ограничивается лишь художественным мастерством исполнителя. Историки, к слову, смотрят на такое сочинительство весьма скептически: говорят, что это за герб, в котором и прочесть-то ничего нельзя. Но если такое положение вещей вас устроит, то, заплатив от нескольких десятков до нескольких сотен долларов, вы гордо вывесите на крыше дома собственный флаг. Если же “липа” вас не устраивает и хочется узнать настоящую подноготную своего рода, придется действовать традиционными методами.

Стать шляхтичем за 17 тысяч рублей
— К сожалению, не каждый решивший восстановить свою родословную может быть уверен в успешности затеи, — предупреждает начальник отдела использования документов Национального исторического архива Сергей Рыбчонок. — За время войны многие архивы были вообще утеряны, какие-то сохранились лишь частично. Некоторые данные ограничены территорией: например, тщательно проследить судьбу рода в ХIХ—ХХ веках можно лишь по тогдашним Минской, Витебской и Могилевской губерниям — архивы из этих мест сохранились достаточно хорошо.
Однако попробовать окунуться в историю собственной семьи все же стоит: иногда в роду у людей с совершенно простыми фамилиями внезапно обнаруживается “голубая кровь” со всей соответствующей атрибутикой. В архиве даже припомнили одну курьезную историю, связанную с фамильной геральдикой. Некто N, раскопав свои корни, решил заняться и составлением семейного герба, чтобы впоследствии организовать свое небольшое дело и с помощью этой атрибутики эффектно обозначить собственность. Правда, бизнес прогорел, и новоиспеченному хозяину пришлось с ним расстаться: вот тогда-то и оказалось, что вместе с бизнесом от N должен уйти и логотип фирмы — герб... Поэтому, советуют сотрудники архива, прежде чем совершать подобный рискованный шаг, стоит лишний раз взвесить все “за” и “против”.
Итак, перед тем как отправиться в Национальный исторический архив, нужно иметь на руках стартовую поисковую информацию о родственниках — от современности до 1917 года, поскольку этих данных в главном архиве нет. Если найти эти данные самостоятельно не представляется возможным, нужно обратиться в свой областной государственный архив и только потом начинать настоящие исторические поиски.

Есть два возможных варианта работы: один — дешевле, второй — проще. Первый подразумевает самостоятельное путешествие по архивным дебрям. Вы лишь платите 17 тысяч рублей за консультацию специалиста, который подскажет, как обращаться с имеющимися документами, а потом получаете годовой абонемент на самостоятельную работу в читальном зале архива. Однако у этого способа есть два существенных недостатка: во-первых, поиск займет много времени, во-вторых, чтобы не запутаться, нужно не только отлично знать географию страны, но и ориентироваться в исторических терминах (по крайней мере, отличать область от губернии), а также изучить палеографию (в документах ХVIII века вы не найдете привычного русского языка, а латиница и вовсе может поставить в тупик).

Дорогая фамилия
Если подобные перспективы страшат, то можно доверить составление генеалогического древа сотрудникам архива. Правда, стоить это удовольствие будет соответственно: вначале придется заплатить 231 тысячу рублей аванса — за это специалисты в течение нескольких дней соберут предварительные данные, на основе которых можно будет сказать, есть ли смысл копаться в документах дальше. При успешном исходе дела можно заказать продолжение поисков: окончательная сумма будет зависеть и от количества потраченных на работу дней (обычно это занимает около 2 — 3 недель), и от сохранности документов, но в среднем генеалогическое древо потянет на 1 миллион рублей.
За год в Национальный исторический архив в среднем поступает около 500 заявок от желающих составить генеалогическое древо своей семьи, но лишь один из пяти обратившихся соглашается поручить фамильное дело специалистам — для большинства белорусов сумма кажется запредельной. Хотя сами сотрудники архива заметили, что все чаще “семейную мозаику” заказывают в качестве оригинального подарка детям на свадьбу или родителям на юбилей. В то же время нельзя не заметить, что в Беларуси пока не научились подходить к этому делу с фантазией: в той же России, например, генеалогическую информацию оформляют в виде толстенных книг в красивом переплете, чтобы ее можно было передавать по наследству как настоящую ценность.
Белорусским почитателям генеалогии остается проявлять выдумку самостоятельно. Впрочем, из раздобытых данных можно попробовать составить виртуальную семейную энциклопедию: на рынке продается множество компьютерных программ — своеобразных каркасов для составления генеалогического древа в электронном варианте. Это, конечно, не кожаный переплет, но занести и красиво оформить биографии своих предков, снабдить информацию картинками и сопутствующей музыкой позволяет. Кроме того, электронное древо можно не только передавать по наследству, но и дополнять, чтобы через пару столетий уже наши потомки могли восхищаться теми, кто жил в далеком ХХI веке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter