Сколько стоит «гибкий» садовник?

Корреспондент «СОЮЗа» изучила нетипичные формы занятости на рынке труда Союзного государства

При поддержке Постоянного комитета Союзного государства в Минске прошел экспертно–медийный семинар «Нетипичные формы занятости, применяемые на общем рынке труда». В нем участвовали практики из министерств труда и социальной защиты России и Беларуси, ученые профильных НИИ двух стран, представители профсоюзов и объединений нанимателей. Предмет обсуждения: новые тенденции на рынке труда — почасовые, временные, дистанционные формы занятости. Дискуссия оказалась на редкость увлекательной, потому что тема, по большому счету, касается всех.


Сторож, который всегда с тобой


Унаследовав в общем и целом Трудовой кодекс СССР, Беларусь одной из первых попыталась его модернизировать в новых рыночных условиях. И стали возникать любопытные коллизии права. Скажем, где–то в середине 90–х годов вполне вероятной была ситуация, при которой принятого на работу по бессрочному договору сторожа–пенсионера можно было уволить только в двух случаях. По собственному желанию, либо, что называется, «по статье» — за прогулы, опоздания, появление в нетрезвом виде или дебош, — с соответствующей записью в трудовой книжке.


— Это произошло, когда на каком–то этапе мы отказались от такого условия увольнения, как пенсионный возраст. И получилось, что дисциплинированный сотрудник мог работать у вас до 90 лет, — такой красноречивый пример необходимости реформ на рынке труда привел Игорь Старовойтов, заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси. Потому что в тех экономически развитых странах, где также, как в СССР, культивировался бессрочный договор как основная форма найма на работу, существовала принципиально другая система расторжения этого договора, завязанная на стаж работы.


— Допустим, молодого человека, который проработал несколько месяцев, и по каким–то причинам не подошел, западный работодатель может уволить без выходного пособия, — продолжил тему Игорь Старовойтов. — И совсем другое дело, если он отработал 25 лет. Тогда придется выплатить 3–4 месячных зарплаты.


Меняем минус на плюс


Негибкость существовавшей социалистической системы найма работников подтолкнула Беларусь к созданию контрактной формы найма. Еще в 1999 году контракт стал первой нетрадиционной формой трудовых отношений, которая, кстати, до сих пор вызывает дискуссии. В какой–то степени контракт, который можно заключать не только с временными, но и постоянными сотрудниками, ущемляет интересы работника. По истечении его срока, а заключается контракт на 1–5 лет, наниматель может вас уволить без объяснения причин. Такое право — прекратить трудовые отношения — и у работника.


В качестве бонуса контракт предполагает дополнительные меры стимулирования — надбавку к окладу (до 50 процентов) и до 5 календарных дней дополнительного отпуска. У пенсионеров, беременных женщин и матерей, воспитывающих детей до 5 лет, — есть дополнительный иммунитет.


По прошествии многих лет контракт смогли оценить и работники, и работодатели. Первые поняли, что наниматель никогда не уволит сотрудника, в квалификации и опыте которого кровно заинтересован. Вторые получили возможность для маневра в кризисных ситуациях.


— За счет контрактной формы найма мы практически забыли о такой проблеме, как несвоевременное получение заработной платы,– подчеркнул Игорь Старовойтов.– Потому что за это грубейшее нарушение контракта наниматель обязан выплатить работнику три среднемесячных заработка.


Часов меньше — дела больше


Но рынок труда за последнее десятилетие снова стал другим. В качестве иллюстрации можно привести объявление в Минском метро, которое прочитала по пути на семинар. Как раз в тему. Рекламу разместила известная в стране конфетная фабрика «Коммунарка». В преддверии новогодних праздников набирает дополнительные бригады формовщиков конфет. Оплата труда от 500 долларов в месяц в эквиваленте. При средней по городу где–то 450 долларов. Подобные объявления можно встретить на каждом шагу. За работу в нетипичных условиях наниматели щедро платят. Наверняка потому, что убедились в верности мнения аналитиков Гарвардского университета США, что временно или частично занятый работник трудится зачастую эффективнее и качественнее штатного сотрудника.


По данным исследования, которое в 2011 году провел НИИ труда и социальной защиты Беларуси среди 340 крупных, средних и малых субъектов хозяйствования страны и индивидуальных предпринимателей, более 80 процентов работодателей активно используют гибкие формы. В таких условиях нынче занят каждый третий наемный работник. Что это за формы? К примеру, IТ–компании активно привлекают студентов, позволяя им разбивать рабочий день в зависимости от количества учебных пар, приходить в офис по вечерам и так далее.


Работа на диване


У граждан России и Беларуси, как прозвучало на семинаре, появилась уникальная возможность работать не выходя из дому и при этом очень неплохо зарабатывать. Речь в первую очередь идет о программистах, бухгалтерах, дизайнерах, журналистах. Специалисты министерств труда и соцзащиты обеих стран сошлись во мнении, что под эти новые нетрадиционные формы занятости уже надо переписывать трудовые кодексы, в которых есть определение «надомный труд». Но оно безнадежно устарело, потому что писалось под домохозяек, инвалидов, которые прежде шили, вязали под заказ работодателя, то есть были заняты малоквалифицированным трудом. А под форму «заемного труда», весьма распространенного нынче в России, где появилось огромное количество кадровых агентств, похоже, придется писать новую главу в законодательстве. 100 тысяч занятых таким образом — это уже нешуточное количество. Людям надо обеспечить законность отношений с нанимателем, чтобы в будущем не возникло проблем с получением пенсий, пособий, компенсаций и прочих социальных гарантий.


— Одним из направлений повышения деловой активности является придание рынку труда гибкости,– считает Светлана Шевченко, директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Беларуси. — Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что гибкие формы занятости (сезонная работа, временная занятость, неполное рабочее время, работа по совместительству, режим гибкого рабочего времени, суммированный учет рабочего времени, надомный труд, дистанционный труд, заемный труд) являются эффективным инструментом регулирования занятости. Их применение позволяет нанимателям управлять численностью работников исходя из сложившейся экономической ситуации, оперативно сокращая или увеличивая объемы производства и не создавая при этом напряженности в трудовых коллективах. Таким образом, применение гибких форм занятости способствует повышению производительности труда.


По словам Светланы Шевченко, использование гибких форм занятости дает населению возможность сочетать труд с индивидуальными потребностями, семейными обязанностями (уход за детьми, престарелыми), желанием получить образование, приобрести опыт работы, сохранить частичную занятость. «Люди сегодня больше ценят свое время, эффективно используют его, осуществляя поиск дополнительного дохода»,– добавила директор НИИ труда.


Опрос показал, что работодателю нынче не очень важно наличие диплома у сотрудника. Поскольку Всемирная паутина дает уникальные возможности для самообразования. И некоторым специалистам вовсе не нужно заканчивать вуз, тратить время на посещение скучных лекций, когда в Интернете можно получить комплекс самых современных сведений на любую тему.


Татьяна Махонина


ermakova@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter