Сколько стоит билет в ВТО?

В Женеве завершился очередной раунд переговоров по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию На пятом заседании рабочей группы, в состав которой вошли представители более 40 стран, рассмотрен режим белорусской внешней торговли, вопросы унификации законодательства и обязательства государства по открытому доступу товаров и услуг на внутренний рынок.
В Женеве завершился очередной раунд переговоров по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию

На пятом заседании рабочей группы, в состав которой вошли представители более 40 стран, рассмотрен режим белорусской внешней торговли, вопросы унификации законодательства и обязательства государства по открытому доступу товаров и услуг на внутренний рынок. Членство в ВТО, считают в Министерстве иностранных дел, может стать реальностью уже в 2005 году.

Суть экономики для большинства из нас проста и понятна: это когда есть что купить и есть на что. Причем речь идет не только о многомиллионной армии покупателей, ежедневно "опустошающих" прилавки магазинов. Но и о множестве фирм, предприятий, промышленных и торговых гигантов, объемы покупок и продаж которых исчисляются миллиардами тонн сырья, оборудования, товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции. Цель этих глобальных перемещений товаров и услуг, по большому счету, одна - создание оптимальных условий для всех участников великой экономической игры, будь-то страна, завод или пенсионер Сидоров. И именно с этой точки зрения имеют смысл многочисленные программы, планы, переговоры, встречи в верхах, членство в международных организациях и союзах.

С этих позиций вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию, безусловно, шаг в правильном направлении. Единые правила игры, установленные и принятые 146 странами мира, направлены прежде всего на торговлю без дискриминации. Это взаимное предоставление странам - участницам режима наибольшего благоприятствования, отказ от нетарифного регулирования, количественных и иных ограничений доступа на внутренние рынки иностранных товаров и услуг. В результате - благоприятный инвестиционный климат, рост конкурентоспособности отечественной продукции, наиболее полная реализация национальных интересов. Правда, именно они - национальные интересы - становятся зачастую и причиной международных споров, и предметом торга при вступлении в ВТО. Об этом чуть позже, а пока об очевидных плюсах для наших товаропроизводителей.

Во-первых, расширение экспорта. Начальник управления внешних связей Министерства промышленности Николай Стародынов отмечает, что сейчас многие европейские рынки практически закрыты для отечественных производителей холодильников, телевизоров, автомобилей. К примеру, в Польше импортные пошлины на телевизионную технику из стран, не входящих в ВТО, достигают 35%, что делает продажу наших телевизоров в соседнее государство совершенно невозможной.

Присоединение к ВТО поможет решить и проблему антидемпинга, под который подпадают некоторые группы товаров при экспорте в страны Евросоюза. По данным Минэкономики, только на калийных удобрениях, карбомидно-аммиачных смесях и химических волокнах Беларусь ежегодно теряет 35 - 45 млн. долларов. Немало убытков приносит и продажа в ЕС текстильной продукции. Если ситуация не изменится, то через несколько лет это может повлечь серьезный кризис целой отрасли, особенно если учесть, что уже в мае ЕС намерен расширить свои границы.

С другой стороны, Беларусь тоже будет вынуждена снизить пошлины на импортные товары, и тогда отечественным производителям предстоит освоение новых условий конкуренции. Есть серьезные опасения, что в проигрыше могут оказаться сельское хозяйство, а также производители сельскохозяйственной техники. В частности, из-за требования сократить господдержку АПК.

И вот здесь многие задают вопрос об экономической целесообразности принимаемых решений. Потому что членство в ВТО - отнюдь не пропуск в "торговый коммунизм", так же, впрочем, как и приватизация, беспошлинная торговля или обилие иностранных компаний. Не самоцель, а всего лишь средство развития экономики. И принцип "любой ценой" здесь не просто неуместен, но и чреват серьезными потерями. Кыргызстан, например, воспользовавшись в свое время советом женевских чиновников, полностью открыл свой рынок для импорта, обнулил большинство товарных позиций и преодолел путь в ВТО за 2,5 года. Однако экономический рывок так и не состоялся: "открытые" границы не отменяют демпинговые санкции автоматически и без соответствующих механизмов защиты национальных интересов опасны не меньше, чем полная экономическая изоляция.

"Наша позиция предельно проста, - говорит замминистра белорусского МИДа Александр Михневич. - Беларусь - страна с открытой экономикой. И мы можем активно развиваться только на основе полноценной интеграции в мировые хозяйственные связи. Но мы можем принять на себя только те обязательства, которые не принесут кардинального ущерба для Беларуси".

Аналогичную позицию, кстати, занимает и Россия, официальная делегация которой провела серию встреч в Женеве буквально вслед за Беларусью. На прошлой неделе российский министр экономического развития Герман Греф констатировал чуть ли не провал переговоров, а Владимир Путин обвинил "бюрократов ЕС" в попытке выкрутить руки России. Еврокомиссия, в частности, выдвигает 6 неприемлемых для России условий: повышение внутренней цены на газ, отмена монополии "Газпрома" на экспорт, свобода транзита газа, предоставление права на строительство трубопроводов иностранным инвесторам, равные тарифы на транзит газа для внутренних потребителей и на экспорт, отмена экспортных пошлин на газ. Что это означает, объяснять не надо. Как минимум неподъемную ношу для своих потребителей и потерю эффективного рычага в поиске политических союзников. "Чтобы воспользоваться преимуществами членства в ВТО, - заявил комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами в ответ на возмущение российской стороны, - надо заплатить за входной билет. Цена билета для всех разная. Справедливо это или нет? Конечно, несправедливо, но это жизнь".

Между тем жизнь жизнью, а политика двойных стандартов - серьезная проблема нынешнего этапа развития ВТО. Отсутствие четкого алгоритма переговоров, требования, выходящие за рамки действующих правил, существенно затрудняют работу по достижению конкретных договоренностей. Тем не менее, отмечает директор департамента координации внешнеэкономической деятельности МИДа Антон Кудасов, на данном этапе нам удалось достичь существенного прогресса: и по приведению законодательства Беларуси в соответствие с требованиями ВТО, и в работе над итоговым документом по вступлению в организацию. Генеральный директор ВТО Супачаи Паничпакди, отметив значительный прогресс Беларуси в совершенствовании экономико-правовой системы и методов регулирования внешней торговли, заявил, что готов пойти на любые контакты, любые шаги, если это ускорит процесс присоединения.

Что касается соглашения ВТО по сельскому хозяйству, то в реальности оно выглядит отнюдь не так болезненно, как это пытаются представить некоторые оппоненты интеграции. "Необходимо правильно просчитать всю поддержку, которая оказывается сельхозпроизводителям, - отмечает Антон Кудасов, - доказать партнерам из ВТО, что это реальные цифры, и отстоять их применение в будущем".

Относительно того, стоит ли затрачивать столь значительные переговорные усилия, то, по данным Министерства иностранных дел, неучастие в ВТО обходится нам сегодня в 100 миллионов долларов в год. Кроме того, вступив в ВТО, Беларусь получит право проводить антидемпинговые расследования. Будут отменены квоты в отношении отечественных товаров, никто не сможет по своему решению взять и затормозить нашу продукцию, выставить какие-то новые требования без предварительного обсуждения и согласования. Экономические расчеты говорят о том, что членство в ВТО необходимо, но на условиях, выгодных и сегодня, и завтра, и через 20 лет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter