Сколько проехал — за столько и плати

Население получит экономные талоны, а самые безопасные перевозчики — льготы С начала года государственные автопредприятия страны приобрели около 900 пассажирских автобусов, на следующий запланировано закупить их примерно такое же количество. Повышение комфортности для пассажиров не приведет к существенному росту цены на талончики и проездные. В перспективе пассажиры смогут экономить и платить не по единому для всех тарифу, а с учетом длительности проезда, количества остановок и прочих условий.
И государственные, и частные

За девять месяцев, по данным Министерства транспорта и коммуникаций, государственные автоперевозчики обновили около 12 процентов своего пассажирского подвижного состава. При сохранении в ближайшие несколько лет таких темпов уже через два-три года планируется полностью вывести из эксплуатации наиболее устаревшую технику.
Такая модернизация сильно не ударит по кошельку пассажира, пообещал в интервью “НГ” министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский. По его словам, покупка автобусов в основном производится за счет транспортного сбора, взимаемого с предприятий в размере 2 процентов от их чистой прибыли.
В перспективе, считает министр, значительно обновят свой парк и негосударственные перевозчики. Стимулом к этому станет отмена таможенных пошлин на ввоз автотехники.
Негосударственные перевозчики на конец первого полугодия обслуживали в Беларуси почти 1,1 тысячи маршрутов, или примерно 19 процентов от их общего количества. Они перевозили около 10 процентов пассажиров.
В ближайшие годы доля частных перевозчиков изменится, но не более чем на один-два процента, сделал прогноз министр. “Рынок устоялся. Будет подъем качества”, — пояснил он. Таким образом, подчеркнул Владимир Сосновский, основную роль в обеспечении социальных стандартов по-прежнему будут играть государственные автопарки. Цены на их услуги будут жестко регулироваться государством. Частники же будут иметь в этом вопросе определенную свободу, особенно в междугородных и международных перевозках.


С учетом времени и расстояния


Уже в будущем году система финансирования автомобильных пассажирских перевозок может измениться. “Вносятся изменения в Закон “Об автомобильном транспорте”, где вырабатывается система финансирования пассажирских перевозок. Сегодня идет дотация, а будет так, что будет определяться цена транспортной услуги, и местные органы власти будут оплачивать”, — сообщил “НГ” начальник управления автомобильного транспорта Минтранса Вячеслав Сикорский.
По его словам, это позволит более четко определять издержки перевозчиков и соответственно покрывать часть их расходов. Новая система может быть распространена и на негосударственных перевозчиков. В любом случае, заверил начальник управления, пассажир будет оплачивать не все затраты на его перевозку. Как практикуется во многих странах, в Беларуси государство будет покрывать не менее 30 процентов издержек.
Оплату за проезд в ближайшие годы планируют существенно дифференцировать. “Мы рассматриваем целую систему введения пластиковых карт, электронного компостера. Для этого изучили опыт зарубежных стран, в том числе России”, — рассказал Вячеслав Сикорский. “Если я еду только две остановки, почему я должен платить полный тариф?” — пояснил он. Применение новых технических средств позволит дифференцировать плату в зависимости, например, от времени или расстояния поездки.


С кем безопаснее?


Несмотря на представление о водителях маршруток как о лихачах, по статистике они попадают в аварии не намного чаще, чем водители государственных автопарков. У негосударственных перевозчиков, признают почти все, материальная база беднее, медицинский контроль хуже. Но частник больше дорожит автомобилем и работой. Поэтому, по оценке Владимира Сосновского, безопасность пассажира обеспечивается примерно на равном уровне.
В дальнейшем для повышения безопасности перевозок Минтранс собирается применять как директивные, так и экономические меры.
Подходит к завершению сертификация транспортных предприятий и индивидуальных перевозчиков. Затем всех разделят по группам в соответствии, в частности, с уровнем обеспечения безопасности. “Это будет действенный механизм,” — выразил уверенность министр. Предприятия, получившие, если провести аналогию с гостиничным бизнесом, пять звезд, смогут рассчитывать на определенные преференции. “Те, которые будут иметь высшую категорию, смогут претендовать, например, на налоговые льготы или получение государственного заказа”, — пояснил он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter