Сколько оставили за кадром?..

Платить или не платить налоги? Дилемма, которая уже давно не стоит перед западным капиталом. Но для белорусских предпринимателей этот вопрос еще является темой для дискуссий

Платить или не платить налоги? Дилемма, которая уже давно не стоит перед западным капиталом. Но для белорусских предпринимателей этот вопрос еще является темой для дискуссий. На прошлой неделе ситуация вообще получилась парадоксальная: часть аналитиков обсуждала проблему внедрения в Беларуси стандартов социальной ответственности бизнеса перед обществом, другая – в очередной раз развернула дебаты на тему «неподъемных налогов». Впрочем, оба форума оттенили одну и ту же проблему: пока частный бизнес стоит в стороне от общественных задач. Другое дело, что некоторые коммерсанты уже осознали необходимость более активного участия в социальных программах. Хотелось бы, чтобы таких представителей бизнеса в скором времени оказалось подавляющее большинство. 

Признание  облегчает  совесть?.. 

В очередной раз эксперты вспомнили о налогах после пресс-конференции заместителя министра по налогам и сборам Бориса Каменко. В частности, он озвучил и предполагаемую цифру теневой экономики – около 15 % от ВВП, в результате чего бюджет недосчитался около 6 триллионов налоговых поступлений. Как ни странно, именно эти цифры и вызвали в первую очередь сомнения у независимых аналитиков. В одном из комментариев небезызвестный господин Романчук заявил: мол, чиновник значительно занизил объемы сегмента теневой экономики, которая на самом деле якобы составляет около 45 %. Другими словами, Романчук просто признался: предприниматели скрывают в три раза больше, чем проходит по официальной статистике. 

Очень интересно было бы узнать, откуда взялись такие объемы серого рынка. Госорганы, когда говорят о теневой экономике, цифры берут не с потолка: оценки рождаются путем анализа контролируемых экономических параметров. Ведь недекларируемые доходы не могут полностью остаться «секретными». Они не отразятся в статотчетности в графе «зарплата» или «налоги», но обязательно «вылезут» в другой колонке — объемах потребительского спроса, количестве приобретенной или проданной валюты и так далее. Кроме того, Министерство статистики и анализа периодически проводит опрос домашних хозяйств, результаты которых сразу «высвечивают» те же незадекларированные доходы. Конечно, нелегальную экономику потому и называют теневой, что ее точных параметров никто не знает. Но во всем мире уже давно разработаны методы по ее достаточно достоверной оценке. 

Откуда взялись 45 %? Видимо, аналитик владеет какой-то дополнительной информацией. Вообще, теневые деньги или товары могут не оставить следа в статистической отчетности, если они полностью вращаются в «серой» среде. Но тогда тут уже не сокрытие доходов, а откровенным криминалом попахивает. Не исключаю, что Департаменту по финансовым расследованиям КГК стоило бы иной раз и допросить экспертов, чтобы они с соблюдением всех процессуальных норм раскрыли свои источники информации. 

Впрочем, рискну предположить: такие оценки не продукт реального анализа, а приблизительные умозаключения. Да и необходимы они для очередного пиар-хода: мол, рынок в Беларуси наполовину серый, так как налоги высокие. Действительно, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики в стране достаточно серьезная. Но этого не отрицает и правительство, стараясь постепенно уменьшать налоговое давление на предпринимателей. Но низкие налоги сами по себе не ведут к «самоубийству» теневого сегмента. Он исчезает вместе с появлением культуры ведения бизнеса. 

Почитайте западные учебники по тому же маркетингу. Там четко прописано: при выводе товара на рынок необходимо устанавливать честную цену, обосновывая ее покупателям. Если вдруг потребители заподозрят, что на них наживаются сверх меры, это может означать коммерческий провал для производителя. Его продукция может быть дешевле, чем у конкурентов, но может так и остаться лежать на полках. От нее отвернутся из чувства справедливости. А все честные налогоплательщики знают, сколько можно «заработать» на сокрытии доходов. Вот и получается та сверхприбыль серого сегмента. 

В некотором смысле подобные пиар-кампании оказывают плохую услугу частному сектору, ибо роняют его имидж в глазах общества. Кстати, в той же Европе один из постулатов коммерции – никогда не ссориться с государством. С ним можно спорить, обсуждать проблемы, выдвигать встречные идеи, но не идти на конфронтацию. На Западе бизнесмены давно поняли: государство всегда окажется сильнее. И не благодаря карательной машине, а за счет поддержки граждан-потребителей. С ними ссориться – это подписать себе приговор о банкротстве. Ведь можно обладать современной технологией, конкурентоспособным товаром, но, потеряв уважение клиентов, остаться с переполненными складами и мизерной реализацией. Наверное, отечественным экспертам и активистам от коммерции стоило бы задуматься над такой проблемой. 

А  в  ответ  — длинные  гудки… 

Семинар, посвященный субконтрактации малых и средних предприятий, проведенный Министерством экономики на прошлой неделе, выявил удивительную тенденцию. В Беларуси около 32 тысяч МСП, как минимум, 8,5 тысячи из них занимаются производственной деятельностью, но вот какую продукцию они выпускают, в общем-то, загадка для многих специалистов. Нет, конечно, по прописанным в уставе видам деятельности, наличию лицензий и некоторым другим документальным характеристикам общую картину малого бизнеса обрисовать возможно. Правда, эти данные навряд ли можно эффективно использовать в маркетинговых целях. 

По сути, получается, что малый бизнес в основе своей сидит в своих раковинах и носу на улицу не кажет. Многолетний опыт мировой коммерции доказал: небольшие форматы бизнеса конкурентоспособны за счет своей мобильности и плодотворного сотрудничества с крупными предприятиями. Но отечественные предприниматели в своей массе стараются освоить свой уникальный путь и ориентируются не на производство комплектующих, а на конечный продукт. Естественно, не выдерживают конкуренции с крупными торговыми марками и с трудом сводят концы с концами. 

Впрочем, винить только наших представителей МСП в недальновидности не совсем корректно. В Беларуси не создана инфраструктура для более эффективной деятельности небольших предприятий. Это крупные корпорации имеют возможность тратить сотни тысяч и миллионы долларов на маркетинговые исследования, подробно изучать рынки, сегментировать их, проводить исследования по потребительским предпочтениям… Для производителей же со списочным составом в несколько десятков человек такие удовольствия не по карману, как и глобальные рекламные кампании. И тут большое значение имеет информационная инфраструктура, интеллектуальные центры, аккумулирующие данные о спросе и предложении. В большинстве стран мира такие информационные структуры финансируются совместными усилиями малых предприятий. Как один из вариантов – через общественные бизнес-организации. 

Последние в нашем государстве достаточно слабы, по крайней мере с точки зрения практической деятельности, а не громких заявлений. Анекдотический случай произошел на прошедшем семинаре. Московский представитель долго рассказывал о плодотворном сотрудничестве с белорусским ОО «Минский столичный союз нанимателей и работодателей», сопровождая свое выступление слайдами. Однако оказалось, что в его презентации указаны неправильные координаты наших нанимателей. Вот такая вот качественная информационная поддержка со стороны общественных бизнес-объединений… 

И  стакан  парного  молока 

Впрочем, заставил задуматься на прошлой неделе не только коммерческий сектор, но и агрокомплекс. В последние несколько лет этот сегмент белорусской экономики постоянно напоминал нам о продовольственной безопасности страны, благодарно принимал государственную поддержку (читай, средства налогоплательщиков)… Но конъюнктура рынка в регионе изменилась, и некоторые поставщики продовольствия вдруг решили стать коммерсантами! Когда конкуренты в России и Украине поджимали, отечественные хозяйства цеплялись за систему сырьевых зон, которая сельхозпроизводителям фактически гарантировала сбыт молока на перерабатывающие предприятия. Несколько лет молокозаводы выкручивались как могли, чтобы обеспечить переработку высоких сезонных удоев. 

К чести нашего государства, оно никогда не оставляло крестьян без внимания. Всегда их поддерживало. Заботилось о том, чтобы белорусы были сыты. Даже если в мире наступит кризис перепроизводства. Но вот когда ценовой фактор стал благоприятствовать сельхозпроизводителям, они вдруг вспомнили о законах коммерции. Дефицит цельномолочной продукции, масла и сыра в стране оказался больше уткой, чем правдой. Но производители молока действительно повернулись в сторону импортного покупателя. Мол, цены там выгоднее. 

Без молока мы не остались, но сама тенденция лично меня несколько обидела. Когда у отечественных молочников были проблемы со сбытом, тогда они двумя руками голосовали за лозунг «только белорусское». Наш потребитель их поддержал: свои все-таки, родные. А сегодня все погнались за рублем, причем российским. А если в следующем году сосед «перекроет» белорусских животноводов по эффективности? Снова будут спекулировать идеей продовольственной безопасности?! Как-то не совсем честно получается. Да, агросектор – отрасль стратегическая. Но тогда не стоит и поддаваться коммерческим соблазнам. Финансирование армии тоже проект из ряда обеспечивающих национальную безопасность. Но если в мире поднимаются цены, скажем на танки, то ни одна страна не будет продавать штатные боевые единицы за границу. Безопасность не находится в зависимости от мировых котировок… 

На снимке: несмотря на благоприятную конъюнктуру на внешних рынках, белорусским молочникам не стоит забывать и о белорусском потребителе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter