Сколько лет осталось телевидению?

О том, что формат «смотрения» кардинально меняется, говорят уже все и давно...

“По прошествии трех лет с момента "смерти" Шерлока Джон Ватсон понимает, что больше не может оставаться в Лондоне, и по сей причине уезжает в Америку. В это же время Ганнибал, прекрасно понимая, что почти раскрыт, решает бежать в Лондон, где снимает квартиру у доброй старушки миссис Хадсон. И жизнь его течет спокойно и размеренно, пока в эту самую квартиру не заваливается однажды подозрительно кудрявая и брюнетистая личность, до боли напоминающая Лектеру его самого…”

Это не сценарий нового триллера или детектива, а краткое описание фанфика, который скоро появится в интернете. Он не соберет кассу в несколько миллионов долларов. Вместо этого мини-история принесет своему автору несколько лайков от читателей и определенную популярность, если сюжет окажется интересным. И такова судьба большинства фанфиков – произведений, которые создают поклонники известных книг, фильмов, комиксов или игр. 

История такого жанра, как “фанфик”, насчитывает уже более 50 лет. Массовое увлечение ими началось со “Звездных войн” и нашло для себя площадку в научно-фантастических журналах. Сейчас место сбора фанатов изменилось, а популярность самого жанра, кажется, только возросла. Что можно легко объяснить появлением интернета и вместе с ним – безграничной возможностью творить. Каждый автор может придумать собственное продолжение любимого сюжета или, например, изменить в корне отношения между героями: сделать Бэтмена и Джокера лучшими друзьями, Гарри Поттера отдать на воспитание Волан-де-Морту, а Холмса и Ватсона записать в любовники. 

Последний вариант – самый популярный за последние месяцы. История романтических отношений между сыщиком и его помощником стала в сети настолько обсуждаемой, что сценаристы британского сериала “Шерлок” не удержались и подлили фанатам масла: третий сезон так и пестрит намеками на более чем дружескую связь героев и шутками “на грани”. Сценаристам – веселье, а поклонникам – то, чего они ждали. Отличный пример интерактивного кино. 

Лучший Шерлок Холмс - британский


В этом плане “Шерлок”, пожалуй, самый современный сериал. Его создатели сделали все возможное, чтобы фанаты следили за каждым шагом персонажа. В том числе создали блоги от имени главных героев, которые наполняли во время съемок фильма, поддерживая интерес. А еще предложили зрителям самим стать сыщиками и угадать, как Шерлок избежал смерти во втором сезоне. Ведь какая гениальная и простая идея! Тысячи людей по всему миру включились в эту игру. Они делились своими вариантами развития сюжета, рисовали комиксы и писали рассказы, а потом вместе отсчитывали минуты до начала фильма. А посмотрев его – кто по телевизору, кто в интернете, – все снова вернулись в сеть: обсуждать, создавать новые рисунки и остроумные твиты с тегом #Шерлок


Все привычно. Только невольно задумываешься: а наступит ли время, когда фанаты смогут не только создавать фанфики “до” или “после”, но и принимать участие в самом ходе фильма? Вот, например. Шерлок спешно рассматривает гостей на свадьбе Ватсона, чтобы вычислить жертву. В его голове одна за другой пролетают подсказки и варианты. Но зрители-то, как всегда, уже вовсю кричат ему с дивана: “Военный! Они убьют военного!”, “Мэри!”, “Ватсона!”. Никто не знает, как повернется сюжет, но у всех есть догадки. А что если эти догадки повлияют на ход сериала? Не через год, когда будет сниматься очередная серия, а прямо сейчас, когда мы сидим у экрана? Это просто пример, который не претендует на гениальность, но отражает главную мысль: телевидению пора становится интерактивным. 

По-настоящему интерактивным, а не ограничиваясь голосованиями в ток-шоу и звонками в студию, которые придумали еще лет 60 назад на радио. Неужели за полвека люди смогли изобрести компьютер, запустили спутник Земли, клонировали животное, но не придумали, как оживить телевидение? Сразу за этим вопросом возникает другой: а надо ли это вообще делать? С высоты своего молодого возраста заявляю: надо, иначе будущего у телевидения нет.

Аудитория ТВ становится все старше


Да-да, отсутствие будущего пророчили и газетам, и книгам и еще много чему. Но мне сейчас, например, 22 года. И в моем доме стоит сотня книг, а вот телевизора нет уже лет пять. И, как я предполагаю, больше никогда не будет. В похожей ситуации оказались и несколько десятков моих друзей и знакомых. Даже те, у кого «ящик» есть, вспоминают о нем разве что во время уборки в квартире или накануне спортивных матчей. Так происходит по всему миру, не только в Беларуси. Результаты недавнего опроса The New York Times показывают, что 34% представителей поколения Y (люди 18-34 лет) полностью ушли в интернет. По результатам исследования Gemius Audience, в 2013 году в нашей стране только 33% молодых людей (до 34 лет) регулярно смотрели ТВ. 

У телевидения назревают серьезные проблемы. Несомненно, люди продолжают его смотреть, а отток аудитории происходит не настолько стремительно, чтобы волноваться. Но если заглянуть на десяток лет вперед: какой подросток, воспитанный на интернете и планшетах, променяют свою свободу потребления на стандартный телевизионный продукт? С его строгой программой передач, рекламой, размытостью аудитории и новогодними шоу с несмешными шутками? 

О том, что формат «смотрения» кардинально меняется, говорят уже все и давно. Но кажется, до сих пор не все в это верят. Особенно мои коллеги-телевизионщики. В результате аудитория ТВ становится все старше, а скандальные ток-шоу и программы про здоровье вытесняют любые попытки создать что-то молодежное. Иногда в эфире появляются вспышки вроде украинского «Дуров +1» или российского «This is Хорошо», но это скорее исключения, да и то не про нашу страну. Ответ нашего телевидения на эту ситуацию очень прагматичный, но недальновидный: «Нет спроса».

Интернет и творчество спасут ТВ


Да и не только за молодежь нужно беспокоиться телеканалам. Из исследований Gemius также видно, что аудитория белорусского интернета с каждым годом увеличивается за счет старшего поколения. Уже и взрослые не хотят ждать неделю, чтобы посмотреть продолжение любимой программы. Более того, из потребителей они превращаются в создателей контента. Вспомнить хотя бы нашумевший дуэт Зои и Валеры из Березы, чей ролик на песню Ваенги «Курю» набрал полтора миллиона просмотров. Взорвав интернет и собрав армию поклонников, белорусские артисты решились поехать на «Минуту славы», где дошли до самого финала. Добились бы они такого успеха, просто позвонив на белорусское ТВ со словами «Здравствуйте, у нас есть хороший номер…»? Да и как вообще они смогли бы оценить свою популярность, если бы не увидели сотни комментариев на YouTube? 


Аудитория уходит от телевидения все дальше и дальше. Туда, где можно не только пассивно смотреть, но и принимать участие в создании контента. Эта потребность в творчестве сейчас живет в каждом пользователе. Интернет, на мой взгляд, создал очень интересные и революционные условия: мы все можем творить. И каждый хочет творить! Начиная от оформления своей страницы в соцсетях и заканчивая собственными фильмами и шоу. И самое главное, что в интернете у каждого творца есть пусть маленькая, но своя аудитория. Любой, даже самый скучный фанфик-рассказ прочитают как минимум несколько человек. И осознав это, очень сложно потом избавиться от желания проявить себя. Не зря мемы набрали огромную популярность всего за несколько недель, а ресурсы наподобие Coub, где за пару минут можно создать собственное видео и выставить его на всеобщее обозрение, растут как на дрожжах. И чем дальше – тем больше в сети появляется «открытых» проектов, где каждый пользователь – полноправный участник. 

Один из лучших "коубов" 2013 года


Но что чувствует человек, выросший в таких условиях, когда включает телевизор?

Почему я не могу промотать рекламу? 
Где мне поставить лайк шутке в КВН?
Почему я не могу посмотреть все сезоны «Доктора Хауса» прямо сейчас?
Как мне перейти к следующей новости, если я не хочу слушать про политику?
Где мне посмотреть комментарии и отзывы к этой программе?

Конечно, если телевидение решит ответить на все эти желания «новых зрителей» и начнет создавать что-то принципиально новое, будут затрачены даже не миллионы условных единиц. Такой возможности нет. Но это не значит, что выхода тоже нет. Телевидение по-прежнему остается главной фабрикой по производству качественных программ. С хорошими ведущими, огромным штатом профессионалов, дорогой техникой и большими возможностями. И в этом его главный плюс, который пока не способен перепрыгнуть ни один другой медийный канал, в том числе интернет. Но думать, как это можно использовать, нужно быстро: такие гиганты, как Apple и Samsung, уже разрабатывают собственные телевизионные системы, которые будут отличаться в разы большей интерактивностью, чем классическое телевидение. У нас подобные технологии станут популярными не сразу, но когда это произойдет, желания возвращаться в “классический эфир” у зрителей уже не останется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter