Сколько импорта нам нужно

Правительство регулярно озвучивает проблему избыточного импорта, вымывающего валюту из страны и душащего отечественных производителей.

Правительство регулярно озвучивает проблему избыточного импорта, вымывающего валюту из страны и душащего отечественных производителей. В последние годы особенно интенсивно нарастает потребительский импорт, намного опережающий нынешние темпы экономического роста страны: в минувшем году в Беларусь было ввезено потребительских товаров на 7,65 миллиарда долларов, что на 25 процентов выше прошлогодних показателей. Проблема не только в усугублении общего отрицательного сальдо внешней торговли. Экономистам хорошо известно, что чем быстрее растет потребительский импорт, тем сильнее замедляется рост национальной экономики — именно это мы и наблюдаем сейчас в Беларуси.

Отмечу, что это не сугубо белорусская ситуация: практически все страны Восточной Европы борются с отрицательным внешнеторговым сальдо. Причем решают эту проблему исключительно экстенсивными мерами: распродажей государственного имущества, земли и природных ресурсов, а также постоянным ростом государственного и частного внешнего долга. Эти действия предлагаются западными экспертами как некая панацея. Однако они весьма опасны в кризисных условиях и уже привели восточноевропейские страны к ликвидации целых отраслей экономики, массовой безработице, трудовой миграции, засилью иностранных игроков и фактической сдаче государственного суверенитета.

Есть ли другой путь? Да, и Беларусь пробует им идти: это углубление емкости внутреннего рынка с упором на развитие собственного производства, способного предложить местным потребителям большинство востребованных товаров и услуг. Внутренний рынок будет выступать для национального бизнеса экономическим якорем, гарантирующим стабильную работу отечественным предприятиям и дающим им возможность дальнейшего развития с выходом на внешний рынок.

Однако емкий и платежеспособный внутренний рынок, лояльный к отечественному производителю, не возникает сам по себе. Прежде всего необходимо вырастить и воспитать потребителя — экономического патриота, который при прочих равных условиях будет выбирать товары и услуги “своего”, местного производства. Это вопрос национальной культуры и самооценки: во всех передовых странах поддержка отечественного производителя считается само собой разумеющимся делом, а у нас со времен распада СССР и до сих пор распространено мнение, будто иностранное всегда лучше.

Но кроме маркетинговых и воспитательных мер государство обязано защищать свой рынок и иными средствами. Дело в том, что навязываемая всему миру полная открытость экономики — не просто недостижимый идеал, а, скорее, опасная фантазия, особенно для небольших государств, таких, как Беларусь.
Существует ряд объективных факторов, ставящих экономики разных стран в заведомо неравное положение. Среди них наличие либо отсутствие природных ресурсов, особенности климата, площадь и численность населения.

Игнорирование этих факторов способно внезапно разрушить экономику, вызвать социально-экономическую напряженность, нанести ущерб продовольственной безопасности, создать демографические риски и так далее. Именно поэтому государство обязано регулировать и сдерживать экспансию иностранных корпораций на местный рынок. Для этого применяется сочетание нескольких инструментов: создание фискальных и таможенных барьеров на пути иностранного демпинга, введение института уполномоченных специмпортеров, определение количественных квот для импорта, принятие жестких технических регламентов. Правильный выбор этих мер — непростая задача для Беларуси, поскольку мы имеем обязательства перед партнерами по Таможенному союзу. Кроме того, невозможно игнорировать правила ВТО.

Защищая отечественный рынок, нужно знать меру, чтобы не превратить страну в аналог СССР с его потребительским дефицитом и низким качеством собственной продукции.  Постоянное присутствие импортного товара на внутреннем рынке — важнейший инструмент для стимулирования отечественных производителей, которые должны равняться на лучшие зарубежные аналоги, делать свой товар качественнее и дешевле, чем конкуренты. При этом цены на импортный товар не должны чрезмерно завышаться заградительными пошлинами, иначе неизбежно возникнет поток неконтролируемого “серого импорта” из соседних стран.

Государство должно сбалансированно подходить к решению известной экономической проблемы “П-П” — “производить или покупать”. Производство собственных товаров в рамках импортозамещения не должно быть сплошным и необдуманным. Изготавливать своими силами нужно лишь ту продукцию, которая либо будет приносить прибыль, либо является критически важной для обеспечения национальной безопасности в ее  продовольственном, технологическом, информационном и иных измерениях.

Если национальная экономика работает эффективно, а потребитель настроен позитивно к отечественной продукции и услугам, то на внутреннем рынке баланс импортного и  отечественного товара установится самостоятельно — с безусловным приоритетом собственного производителя. Именно тогда нашумевшая  норма 85-процентного присутствия в товарном ассортименте белорусского товара, рекомендованная правительством, станет естественным явлением, вызывающим не отторжение у потребителя, а только гордость за свою страну.

Александр СИНКЕВИЧ, экономический обозреватель

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter