Сколько «дверей» необходимо суду?

Жанна Шкурдюк и Мусабек Алимбеков о специализации судов

На протяжении многих лет наблюдал за профессиональным становлением судьи Жанны Шкурдюк. Имея за плечами два высших образования и шестилетний опыт производственной работы на заводе, Жанна Борисовна хорошо изучила законы жизни, производства и людей. Когда ее назначили на должность судьи, оказалась на своем месте. Десятилетие назад ей доверили возглавить коллегию по делам интеллектуальной собственности и одновременно занять должность заместителя Председателя Верховного Суда.

Эта коллегия, образованная 14 лет назад, под руководством Жанны Шкурдюк стала первопроходцем в специализации в сфере интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве. Недавно Жанне Борисовне присвоено высокое звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь». Именно такие профессионалы, как она, умеющие отделять зерна ценного опыта от плевел сомнительных методов и подходов, хорошо изучившие плюсы и минусы специализации, думается, и должны в первую очередь оценивать наработки в этой важной сфере. После того как окончательно была разработана Концепция совершенствования судебной системы посредством развития специализации судов и состоялось представление результатов международного проекта, многих интересует мнение о предложенной программе судебных действий таких авторитетных практиков, как Жанна Шкурдюк. В ней использованы отечественные и зарубежные наработки, в том числе и концепция «суда с множеством дверей». Национальной исполняющей организацией по проекту является Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ.

Жанна Борисовна дала высокую оценку этому, как она охарактеризовала, фундаментальному труду и объяснила, почему. В нем определены приоритетные направления практической реализации специализации в деятельности судов на ближайшую и отдаленную перспективу. Так, практически во всех судах первой инстанции с октября прошлого года уже введена специализация по рассмотрению уголовных, административных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних. Исключение составляют те суды, куда поступает незначительное количество дел такой категории. В таких случаях их рассматривают наиболее опытные судьи.

— Действительно, назрела необходимость расширения при осуществлении правосудия апелляционных начал, — считает заместитель Председателя Верховного Суда Жанна Шкурдюк. — Специализация позволит существенно повысить эффективность и качество проверки судебных постановлений высшими судебными инстанциями, расширит их возможности для исправления ошибок нижестоящих судов. Однако апелляционная инстанция не может быть органом повсеместной отмены или изменения постановлений районных судов с учетом любых новых доказательств, представленных в апелляционную инстанцию. Она, как нам видится, не должна принимать любые доказательства, а учитывать только те, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине, незаконно отклонены им либо представлены лицом, не принимавшим участия в рассмотрении дела, но чьи права и интересы затрагивались при вынесении решения. Апелляционной инстанции нельзя поощрять участников процесса, фактически отказавшихся от участия в судебном процессе и скрывших от суда первой инстанции имеющиеся у них доказательства с целью последующего их представления суду апелляционному. Хочется надеяться, что предложенная концепция не станет формальным документом, а будет сполна востребована, ее рекомендации найдут реальное воплощение.

Мусабек Алимбеков — доктор юридических наук. В свое время работал в судебной системе Казахстана, в том числе и возглавлял Верховный Суд этой страны. В настоящее время Мусабек Турганбекович — председатель суда Евразийского экономического сообщества, который, как известно, располагается в Минске. Он с удовольствием поделился опытом, накопленным при осуществлении специализации судов в Казахстане.

Как следует из его слов, еще в 1995 году здесь решили, что содержать две судебные системы — непозволительная роскошь для сравнительно небольшой республики. Упразднили систему арбитражных судов с передачей функций судам общей юрисдикции. В дальнейшем объединили коллегии по гражданским и хозяйственным делам, упразднили военную коллегию.

— При этом, — подчеркнул Мусабек Алимбеков, — мы руководствовались таким подходом: меньше начальников — лучше для судебной системы.

Постоянный представитель ООН/ПРООН в Республике Беларусь Санака Самарасинха имеет юридическое образование. До того, как приехать работать в нашу страну, у него была возможность заниматься решением таких вопросов в 25 странах мира с различными подходами к отправлению правосудия. Он убежден, что специализация судов способствует предсказуемости и последовательности при осуществлении правосудия, позволяет концентрировать ресурсы на одной теме и улучшать результаты.

— К сожалению, нет четких критериев выбора персонала для специализированных судов, — отметил Санака Самарасинха. — Например, судьи, которые постоянно занимаются рассмотрением дел, связанных с домашним насилием, эмоционально выгорают довольно быстро. Некоторые специализированные суды начинают работать изолированно. Постоянно звучит критика такого рода: специализированные суды не в полной мере устраняют слабости судебной системы. Нет единого ответа на вопросы, золотого решения этой важной проблемы. Но я надеюсь, что тот отчет, который подготовлен, окажется полезным документом для вашей страны. На основе его будет сделан правильный выбор. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter