Склероз от изобилия

Однажды моя дочь поехала в Германию, в Северный Рейн-Вестфалию, "на оздоровление". Поселили всех в семьях. Моей досталось семейство, где отец в поте лица трудился, мать числилась домохозяйкой, а четверо детей от 7 до 16 лет по случаю лета болтались без дела. Я, отправляя дочь, наказала ей оказывать принимающей стороне всяческую помощь по хозяйству. Полагаю, выполняя это указание, она со своими приставаниями до смерти надоела доброй немке, у которой и так было много забот. В итоге дочь привезла домой короб одежды и умение общаться по-немецки на бытовом уровне. Лучше всего она усвоила слово "эндшульдиген" - извините. Я была удивлена появлению неожиданной кротости в ее характере. Никаких других личностных изменений не заметила.

Вторая моя дочь "оздоровлялась" в Саксонии. Группа детей (до 10 лет) жила в коттедже с воспитателями. Дело было в декабре. Елки, рождественские истории - в Европе в это время все сверкает и искрится. Приезжает путешественница тоже с подарками. Едва выскочив из автобуса, хватает меня за рукав, притягивает к себе и возбужденно шепчет на ухо: "Мам, знаешь, там около магазинов стоят полки, на них ботинки - прямо на улице. И никто - представляешь - не сторожит! Почему они не боятся, что украдут? Ботинки ведь импортные!" Я, помню, тогда даже покраснела от стыда. Тихонько глянула по сторонам: не слышат ли нас другие родители, занятые сортировкой привезенных подарков? Дома мне пришлось изощряться в красноречии, объясняя, почему немцы не сторожат свои "импортные" ботинки.

К чему я все это рассказываю? Недавно у нас в "Форуме" было опубликовано письмо: Лилия Белькевич с горечью поведала, как изменилась ее дочь после поездки в Италию. Нашей "нищетой" стала брезговать. Мать решила больше дочку за границу не пускать. Узнав об этом, читатели взялись за перо и принялись рассуждать на щекотливую тему: "пущать" или "не пущать". "Ежегодно наши дети едут в заморские страны по линии разных оздоровительных фондов. На людей посмотреть и себя показать, а также запасы гардероба пополнить, - пишет Татьяна Константиновна Карелина из Минска. - Море восторга у воспитателей и переводчиков, сопровождающих детские группы: соки пили, колбасу ели! О Боже, неужели? В промышленном Дюссельдорфе с загрязненной атмосферой попить сока с куском колбасы? Нет слов! Мы негордые. Я получала 101 рубль 30 копеек, работая учителем немецкого языка, но соки, колбаса, овощи, молоко были у меня всегда. И дядя с конфеткой не завлек бы никого из моей семьи в райские кущи за пожертвованиями. Но кто-то уже освоил маршруты, наладил контакты, навел мосты и окопался на чужих рубежах. Месяц в Германии, месяц в Австрии - такой вот "оздоровляж". А как чувствует себя Золушка после бала, стоя у плиты? Мы растим целое поколение без корней, духовных мутантов".

Прочитала я это и ужаснулась: "мутанты"-то у меня дома под боком растут! Кого ж я, собственно, взращиваю? Иван Говор из Ивья меня успокоил - у него тоже внучка оздоровлялась. Дважды. Оба раза в Италии. И тоже возвращалась с подарками. И тоже, как и дочь Лилии Белькевич, заметила, что там живут в целом побогаче. Но, как и я, Иван Иванович личностных изменений в ребенке не заметил. Почему "они так живут", Иван Иванович внучке объяснял. И нам не поленился: "В августе прошлого года в нашей Ивьевской школе-интернате работали итальянцы: отремонтировали все умывальные комнаты, туалеты и прачечную, установили стиральные машины, сушилки, сантехнику. Пустующие гаражи переоборудовали под душевые. За 14 дней проделали такую работу, которую наши и за месяц не осилили бы, о качестве я и не говорю. Приехали они поздно вечером, а назавтра рано утром уже взялись за дело. Интервью местной газете в рабочее время не давали, обедали на объекте, после себя мусор собирали в пакеты. Все были при деле, даже врач и руководитель группы (по образованию архитектор) месили раствор. Это ли не красноречивый пример? "Не пущать" наших детей за границу проще всего. Но не лучше ли объяснять, почему там живут лучше? И что фраза "На чужой каравай рот не разевай" не просто так в народе родилась".

...Ох, говорим, пишем, мудрости цитируем. Когда же, насытив свое детское любопытство, пообвыкнув в мире красок и изобилия, бывшие советские граждане начнут возвратное движение к вечным ценностям? Не праздный вопрос. Пройдет еще немного времени. И голова у многих заболит совсем о другом. Не о том, как бы халяву сорвать. А о тех самых простых и понятных человеческих истинах. И поэтому нам поскорее надо профилактикой заняться - здесь, на месте, в своей стране. А то болезнь совсем незаметно подкрадывается. Да она уже вот-вот сцапает нас в свои костлявые руки! У нас уже склероз, мы уже забываем, что первично: курица или яйцо? Что колбаса с ботинками в лесу не растут. Что благополучие зависит, в частности, от нас, болезных. Вот как вспомним, что при определенных усилиях всякое добро водится в изобилии в любых климатических поясах, что съездить за границу и поправить здоровье - не обязательно одно и то же, так и проблема отпадет. Отсохнет, как прыщик на здоровой загорелой коже. И тогда мы действительно сможем о себе радостно сказать: "Ну, слава Богу, оздоровились!" И поедем - кто куда хочет, без опаски, что кому-то из наших детей придет в голову не совсем свежая мысль: "Там хорошо, где нас нет".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter