110 услуг против 15: почему белорусские логистические центры пока уступают соседским

Склады земли нашей

Географическое положение нашей страны на континенте сулит нам немало выгод. По логике, на перекрестке большинства существующих торговых путей можно неплохо зарабатывать на логистических услугах, однако отрасль эта развивается отнюдь не такими бодрыми темпами, как могла бы. Выход из ситуации специалисты видят в новом подходе к качеству и количеству логистических услуг. Об этом мы поговорили с Романом Ивутем, профессором, доктором экономических наук, заведующим кафедрой «Экономика и логистика» БНТУ.


Узлы на автодорогах


— Роман Болеславович, вы часто бываете в странах Европы, можете сравнить уровень развития логистической отрасли у нас и соседей. Что сразу бросается в глаза при анализе ситуации?

— Сфера очень гибкая, быстро меняющаяся. Логистические узлы в Европе завязаны на всех видах транспорта и всегда строятся на пересечении товарных и транспортных потоков. Большой недостаток наших центров, а их по стране насчитывается уже почти 50, 36 из них под Минском, — ориентация в основном на один вид транспорта – автомобильный. Также могу отметить и не самую выгодную с точки зрения потоков географию многих наших логистических центров. По сути, литовские, польские центры, которые действуют в непосредственной близости к границам Беларуси, в буквальном смысле отбирают у нас хлеб. Ведь ставки на комплексные услуги у них значительно ниже, да и функциональных действий в большинстве из них побольше, чем у нас.

Для сравнения, средний немецкий логистический центр предлагает 110 услуг, у нас — 15, хотя стандартом запланировано несколько десятков. В инфраструктуру должны быть заложены станция техобслуживания, диагностическая станция, услуги таможенного оформления и другие сервисы. Не все, естественно, зависело от руководства этих логистических центров. Здесь увязаны проблематика таможенного администрирования, несовершенства фискальных механизмов, пробелы в законодательстве, общая ситуация в экономике и другие проблемы. Главное, чтобы собственники логистической инфраструктуры понимали: конечная точка логистики — интересы простого потребителя, и не надо пытаться за пару лет «отбить» инвестиции или «вложить» свои ошибки в конечную цену товара или услуги. Крупных логистических компаний, которые могут выполнять работы 4PL-провайдеров, у нас нет, есть 2PL- и 3PL-провайдеры в соответствии с международной классификацией. Так что скажу так: нам нужна комплексность, а не склады при растущих как грибы после дождя логистических центрах.

Европейские логистические узлы всегда строятся на перекрестках товарных и транспортных потоков.

Искусство счета


— Как сегодня наша страна выглядит в рейтинге эффективности логистики?

— Вообще, логистический потенциал региона рассчитывается по анализу следующих компонентов: эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, транзитного потенциала территории, складской инфраструктуры, кадрового обеспечения, привлекательности экономико-географического положения и других. Есть показатели эффективности логистики LPI (Logistic Perfomance Index), которые один раз в два года составляет Всемирный банк. В критериях оценки – шесть показателей: таможня, инфраструктура, международные перевозки, качество и компетентность, отслеживание прохождения грузов, своевременность поставок. Из 150 анализируемых стран мы заняли в этом  году лишь 103-е место. Кстати, впереди нас оказались все наши соседи – Литва заняла 54-е место, Латвия – 70-е, Украина – 66-е, Россия – 75-е, Польша — 28-е. На первом месте списка — Германия, на 2-м – Швеция, на 3-м – Бельгия.

Большинство логистических центров работают как склады.

— Как вы считаете, в каких направлениях надо совершенствовать логистическую отрасль для повышения ее конкурентоспособности?

— Сегодня в тенденциях мирового рынка логистики — развитие института логистического аутсорсинга, а наиболее свежим веянием выступает становление 5PL-провайдеров – проводников виртуальной логистики. Это своего рода логистические аутсорсеры, оказывающие весь комплекс услуг за счет использования глобального информационно-технологического пространства. Сам термин «логистика» в переводе с древнегреческого языка означает «искусство счета». Логист – это стратег, который сражается на поле коммерческой выгоды. От того, насколько он хорошо умеет считать, зависит часть прибыли производителя. Мировая практика говорит о необходимости большего усиления математической и экономической подготовки и изучения новейших информационно-компьютерных систем при обучении будущих специалистов, способных работать с услугами класса 4PL и 5PL. Одним из серьезных вызовов в области логистической деятельности, с которым сегодня успешно справляются в развитых странах, для нас остается необходимость усиления связей между наукой, образованием и производством в данной сфере.

Мне представляется, что для решения данной проблемы необходимо создать консультативный совет по подготовке логистов при Минобразования.

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter