Торговый барометр
Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ
Советов по разгрузке складов предостаточно, но разгружать их становится все сложнее. И дело тут не только в снижении спроса на нашу продукцию на внешних рынках.
Необходимо выстроить систему раннего предупреждения о возможном затоваривании складов, так называемый “интеллектуальный каркас” экспортно ориентированной белорусской экономики.
Сегодня в этот “каркас” входят “глаза и уши” экспорта — торговые представительства за рубежом, маркетинговые центры, консалтинговые компании. Вроде бы информации много, а должной убедительной аналитики и точного прогноза нет. Для отраслей и предприятий нужны заблаговременные прогнозы по развитию товарных рынков. Имея такие прогнозы, можно заранее либо наращивать производство, либо сбавлять обороты или готовиться к переходу на новые рынки. Поэтому сейчас этот “каркас” должен быть дополнен аналитическим службами по прогнозу товарных рынков, консалтинговыми услугами по корректировке производственных и сбытовых планов, а также центрами электронной торговли товарами и услугами. Без наличия таких центров и услуг требование Президента к правительству быть одним большим Министерством торговли трудноосуществимо, и склады будут сверхнормативно заполняться по мере наступления очередного мирового кризиса, конца которым не предвидится. Как для сельского хозяйства важен долговременный прогноз погоды, так и для промышленности необходимо соответствующее “бизнес-метео”.
Предвидение спроса и умение соединять товары и рынки — стандартные проблемы и для инвестора, и для малого бизнеса. Ведь инвесторы вкладывают деньги не в предприятие, не в продукт или технологию, а в доказанную и обоснованную возможность заработать на этом деньги. Продукт и технология — лишь способы.
Для малого бизнеса наличие аналитики по товарным рынкам и получение консультаций по организации и ведению бизнеса — это возможность сократить различные непроизводственные издержки. Предприниматели расходуют на преодоление информационных и административных барьеров до десяти процентов валовой выручки. В развитых странах эта цифра не превышает 3,5 процента.
Поэтому и важно дальнейшее уверенное улучшение наших позиций в международных рейтингах оценки делового климата. К примеру, в США сегодня более 20 миллионов индивидуальных предпринимателей, которые без привлечения сотрудников, только лишь благодаря своим интеллектуальным ресурсам, производят продуктов более чем на триллион долларов (для сравнения — это около половины ВВП России).
Эксперты МВФ, рекомендуя оздоравливать экономику путем приватизации и ослабления госрегулирования, почему-то умалчивают о том, что предварительно должны быть созданы механизмы для эффективного взаимодействия предпринимателей с рынками, государством и между собой. В результате ускоренными темпами развивается посреднический, торговый, сырьевой бизнес, а не производственный, который требует анализа и концентрации ресурсов. Мы стремимся избавиться от такого дисбаланса. Поэтому прогноз динамики рынков сбыта нашей продукции и соответствующей корректировки производственной, ценовой и сбытовой политики предприятий, в том числе через привлечение предпринимателей, — это уже не теоретическая, а практическая задача.
Лишняя опека ни к чему
Антон Болточко, эксперт по экономике дискуссионно-аналитического сообщества
“Либеральный клуб”
Есть три основные проблемы, повлиявшие на сокращение продаж товаров отечественного производства. Во-первых, внешние рынки. Россия, основной торговый партнер Беларуси, испытывает определенные трудности с экономическим ростом, поэтому основной поток наших инвестиционных товаров (машины, оборудование и так далее) в эту страну постепенно сокращается. Дополнительным фактором снижения белорусского экспорта стала конфликтная ситуация на юго-востоке Украины: этот регион временно потерян в качестве рынка сбыта.
Вторая проблема — это конкурентоспособность белорусской продукции как на внешних рынках, так и на внутреннем. Лучшим показателем этого качества служит признание потребителей, которые чаще выбирают иностранное. Яркий пример — ситуация с нашими телевизорами, которые быстро сдали внутренний рынок (их доля по итогам первого полугодия снизилась до 19,6 процента, в то время как за аналогичный период прошлого года она была на уровне 43,6 процента).
Наконец, несмотря на высокий уровень затоваренности складов на отдельных предприятиях, объем производства на них не уменьшается, а наоборот, увеличивается. На 1 июля на складах предприятий по производству машин и оборудования скопился двойной объем месячного производства. Но это не помешало за последний месяц увеличить объем их выпуска почти на два с половиной процента. Налицо пример проводимой экономической политики по поддержке валовых показателей и сохранению социального спокойствия в организациях.
Не все перечисленные проблемы могут быть решены на государственном уровне. Это и не нужно. Чиновники, традиционно выступающие у нас в качестве торговых агентов, не должны этим заниматься. Государство решило расширить свои функции даже до таких проблем, как объем продаж отдельных предприятий, хотя это заботы самих организаций и их менеджеров. Если они не могут создать конкурентоспособное производство и наладить торговые связи, то грош цена таким управленцам.
Однако проблема не только в кадрах. Иначе ее можно было бы решить привлечением тех же зарубежных топ-менеджеров — предложение, которое уже звучало со стороны официальных представителей власти. Даже при найме на работу, например, руководителя с опытом работы в крупных международных корпорациях он ничего не сможет сделать в наших реалиях. Такие обязательства, как выполнение валовых показателей производства, отсутствие возможности продавать залежавшуюся продукцию ниже себестоимости, запрет на оптимизацию численности работников, соответственно, сложности со снижением издержек производства и так далее — все это будет петлей на шее приглашенного гостя. Добавим к этому низкую мотивацию его работы, если он будет получать фиксированную зарплату, не зависящую от финансовых результатов управляемого им предприятия, и получим нулевой или минимальный положительный эффект, если не отрицательный.
Поэтому проблема затоваренных складов лежит в плоскости административной нагрузки на предприятия и их руководителей. Освободив их от опеки со стороны соответствующих органов, можно получить заметный результат. До этого есть вариант разгружать склады за счет продажи продукции в кредит, то есть наращивания дебиторской задолженности, но это опасная игра не только для финансового положения предприятий, но и для всей страны.