Склады. Переразгрузка

Советов по разгрузке складов предостаточно, но разгружать их становится все сложнее

Торговый барометр

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Советов по разгрузке складов предостаточно, но разгружать их становится все сложнее. И дело тут не только в снижении спроса на нашу продукцию на внешних рынках.

Необходимо выстроить систему раннего предупреждения о возможном затоваривании складов, так называемый  “интеллектуальный каркас” экспортно ориентированной белорусской экономики.

Сегодня в этот “каркас” входят “глаза и уши” экспорта — торговые представительства за рубежом, маркетинговые центры, консалтинговые компании. Вроде бы информации много, а должной убедительной аналитики и точного прогноза нет. Для отраслей и предприятий нужны заблаговременные прогнозы по развитию товарных рынков. Имея такие прогнозы, можно заранее либо наращивать производство, либо сбавлять обороты или готовиться к переходу на новые рынки. Поэтому сейчас этот “каркас” должен быть дополнен аналитическим службами по прогнозу товарных рынков, консалтинговыми услугами по корректировке производственных и сбытовых планов, а также центрами электронной торговли товарами и услугами. Без наличия таких центров и услуг  требование Президента к правительству быть одним большим Министерством торговли трудноосуществимо, и склады будут сверхнормативно заполняться по мере наступления очередного мирового кризиса, конца которым не предвидится. Как для сельского хозяйства важен долговременный прогноз погоды, так и для промышленности необходимо соответствующее “бизнес-метео”.

Предвидение спроса и умение соединять товары и рынки — стандартные проблемы и для инвестора, и для малого бизнеса. Ведь инвесторы вкладывают деньги не в предприятие, не в продукт или технологию, а в доказанную и обоснованную возможность заработать на этом деньги. Продукт и технология — лишь способы.

Для малого бизнеса наличие аналитики по товарным рынкам и получение консультаций по организации и ведению бизнеса — это возможность сократить различные непроизводственные издержки. Предприниматели расходуют на преодоление информационных и административных барьеров до десяти процентов валовой выручки. В развитых странах эта цифра не превышает  3,5 процента.

Поэтому и важно дальнейшее уверенное улучшение наших позиций в международных рейтингах оценки делового климата. К примеру, в США сегодня более 20 миллионов индивидуальных предпринимателей, которые без привлечения сотрудников, только лишь благодаря своим интеллектуальным ресурсам, производят продуктов более чем на триллион долларов (для сравнения — это около половины ВВП России).

Эксперты МВФ, рекомендуя оздоравливать экономику путем приватизации и ослабления госрегулирования, почему-то умалчивают о том, что предварительно должны быть созданы механизмы для эффективного взаимодействия предпринимателей с рынками, государством и между собой. В результате ускоренными темпами развивается посреднический, торговый, сырьевой бизнес, а не производственный, который требует анализа и концентрации ресурсов. Мы стремимся избавиться от такого дисбаланса. Поэтому прогноз динамики рынков сбыта нашей продукции и соответствующей корректировки производственной, ценовой и сбытовой политики предприятий, в том числе через привлечение предпринимателей, — это уже не теоретическая, а практическая задача.

Лишняя опека ни к чему

Антон Болточко, эксперт по экономике дискуссионно-аналитического сообщества
“Либеральный клуб”

Есть три основные проблемы, повлиявшие на сокращение продаж товаров отечественного производства. Во-первых, внешние рынки. Россия, основной торговый партнер Беларуси, испытывает определенные трудности с экономическим ростом, поэтому основной поток наших инвестиционных товаров (машины, оборудование и так далее) в эту страну постепенно сокращается. Дополнительным фактором снижения белорусского экспорта стала конфликтная ситуация на юго-востоке Украины: этот регион временно потерян в качестве рынка сбыта.

Вторая проблема — это конкурентоспособность белорусской продукции как на внешних рынках, так и на внутреннем. Лучшим показателем этого качества служит признание потребителей, которые чаще выбирают иностранное. Яркий пример — ситуация с нашими телевизорами, которые быстро сдали внутренний рынок (их доля по итогам первого полугодия снизилась до 19,6 процента, в то время как за аналогичный период прошлого года она была на уровне 43,6 процента).

Наконец, несмотря на высокий уровень затоваренности складов на отдельных предприятиях, объем производства на них не уменьшается, а наоборот, увеличивается. На 1 июля на складах предприятий по производству машин и оборудования скопился двойной объем месячного производства. Но это не помешало за последний месяц увеличить объем их выпуска почти на два с половиной процента. Налицо пример проводимой экономической политики по поддержке валовых показателей и сохранению социального спокойствия в организациях.

Не все перечисленные проблемы могут быть решены на государственном уровне. Это и не нужно. Чиновники, традиционно выступающие у нас в качестве торговых агентов, не должны этим заниматься. Государство решило расширить свои функции даже до таких проблем, как объем продаж отдельных предприятий, хотя это заботы самих организаций и их менеджеров. Если они не могут создать конкурентоспособное производство и наладить торговые связи, то грош цена таким управленцам.

Однако проблема не только в кадрах. Иначе ее можно было бы решить привлечением тех же зарубежных топ-менеджеров — предложение, которое уже звучало со стороны официальных представителей власти. Даже при найме на работу, например, руководителя с опытом работы в крупных международных корпорациях он ничего не сможет сделать в наших реалиях. Такие обязательства, как выполнение валовых показателей производства, отсутствие возможности продавать залежавшуюся продукцию ниже себестоимости, запрет на оптимизацию численности работников, соответственно, сложности со снижением издержек производства и так далее — все это будет петлей на шее приглашенного гостя. Добавим к этому низкую мотивацию его работы, если он будет получать фиксированную зарплату, не зависящую от финансовых результатов управляемого им предприятия, и получим нулевой или минимальный положительный эффект, если не отрицательный.

Поэтому проблема затоваренных складов лежит в плоскости административной нагрузки на предприятия и их руководителей. Освободив их от опеки со стороны соответствующих органов, можно получить заметный результат. До этого есть вариант разгружать склады за счет продажи продукции в кредит, то есть наращивания дебиторской задолженности, но это опасная игра не только для финансового положения предприятий, но и для всей страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter