Склад в радиусе 50 километров

Грамотная   логистика поможет   избавиться от   затоваренных складов   и значительно  снизить  себестоимость продукции

Грамотная   логистика поможет   избавиться от   затоваренных складов   и значительно  снизить  себестоимость продукции 

Современные условия организации производства — важнейший фактор дальнейшего экономического развития. И одним из методов повышения его эффективности во всем мире признано использование логистических методов в управлении. Еще в середине 1960-х годов в Европе стали появляться первые логистические центры. Они преследовали две основные цели: удешевить цену товара и ускорить его доставку потребителям. Самые известные логистические центры Италии расположены на расстоянии 30—40 км от крупных городов: Венеции, Падуи, Пьяченци, Турина, Милана. При их размещении и строительстве учитывались такие факторы, как наличие грузового аэропорта, транспортной магистрали, связывающей крупные промышленные города (центры провинций), функционирующий выставочный комплекс, сеть железных дорог, развитая инфраструктура городского хозяйства. Вывод напрашивается простой: при выборе площадки необходимо учитывать логику функционирования всей торгово-промышленной инфраструктуры. Например, при строительстве логистического центра «Ривольта Скривели» (Турин, Италия) социологи изучили, что производят размещенные в области промышленные предприятия, насколько развита складская инфраструктура, каковы география поставок, транспортировка, взаимодействие с посредниками… 

Мы часто слышим, что Республика Беларусь — стратегический европейский перекресток, важный транзитный коридор, однако не умеем по-настоящему пользоваться этим географическим преимуществом. Между тем есть все предпосылки для успешного контроля грузопотоков между Европой и Россией, а также в направлении Украины, стран Балтии, Китая, Турции, Ближнего Востока… 

В существовании логистических центров, безусловно, заинтересованы руководители промышленных предприятий, а также представители органов госуправления. Но строить и возводить такие объекты должны специалисты, и вот тут-то и начинаются основные проблемы. С сожалением приходится констатировать: профессионалов высокого международного класса в области логистики в Республике Беларусь пока нет. Их надо готовить, причем усиленными темпами. По оценкам экспертов, для развития современного уровня логистики и логистических систем в Беларуси в ближайшее время потребуется 3—7 тысяч специалистов, и серьезную работу по их подготовке необходимо начинать уже сегодня. 

Как при помощи логистики уйти от таких явлений, как залежи товаров, затоваривание складов? С одной стороны, при грамотной и бесперебойной организации процесса сырье, материалы, комплектующие поставляются в минимально необходимом количестве. С другой — снижение себестоимости позволяет устанавливать реальную рыночную цену, что увеличивает спрос. 

Руководителям предприятий и отраслей важно научиться считать деньги, экономить ресурсы. У нас, к сожалению, многие живут по принципу: все равно государство даст кредит, затем долги спишет, «простит»… Этот порочный круг иждивенческого мышления необходимо разорвать. Задача специалиста по логистике: обеспечить получение сырья, материалов, комплектующих в нужном количестве на один день работы, устранить затоваренность производственных территорий, сократить до минимума количество складских помещений. Например, на заводах всемирно известного автоконцерна «Тойота» колеса для автомобиля поступают на основной конвейер за 15 минут до окончания его сборки. И никто никогда не допустит, чтобы произошел хотя бы малейший сбой, иначе предприятие понесет серьезные убытки. Кроме того, определенные производственные операции можно осуществлять непосредственно в логистическом центре — это позволяет экономить финансовые и трудовые ресурсы. 

Новые логистические центры сегодня очень быстро создаются и развиваются в странах Европы, Азии, у наших соседей — в Литве, Латвии, Польше. В России поставлена задача в ближайшие 2—3 года построить около 17 современных логистических центров. Такие объекты необходимо создавать и в Беларуси. Однако важно при этом не допустить лоббирования чьих-то интересов, поэтому представляется, что на первых порах строительство и управление логистическими центрами должно находиться в руках государства, правительства. При строительстве объектов необходимо учитывать и такой фактор, как вступление наших соседей — Польши, Латвии, Литвы, Украины — в ВТО, а также перспектива присоединения к этой организации нашего основного стратегического партнера – России. 

Справка «ЭС» 

Логистический центр – это система складов, транспортных коммуникаций и административных сооружений с хорошо развитой информационной и обслуживающей инфраструктурой. Складские сооружения, оборудованные по последнему слову техники, логистика объединяет с транспортными и промышленными предприятиями. В центре можно также организовать простое воспроизводство товара и таким образом сформировать новую цену, создать новые рабочие места (речь не идет о специфическом промышленном производстве).

Валерий ТОЛКАЧЕВ, председатель международного общественного объединения логистики и управления цепями поставок (АБИЛОГ) — г. Минск, ректор Международного института трудовых и социальных отношений, член рабочей группы при Совете Министров РБ по разработке программы развития логистической системы РБ до 2015 года 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter