Можно ли сэкономить в дни распродаж

Скидочный инстинкт

Идет пора рождественских торговых акций. Магазины пытаются нарастить объемы продаж и завлекают покупателей подешевевшим товаром. Что стоит за этими манящими предложениями и всегда ли им можно верить.

Фото автора

Зачеркнутому не верить?

Прошла по готовящимся к череде праздников столичным улицам. Магазины соревнуются, кто креативнее подаст информацию о всевозможных бонусных акциях. Одни банально рисуют на витринах «–70 %», другие давят на совесть: «Новогодняя распродажа! А ты уже купил подарки близким?», третьи рифмуют строки: «Подарки близким по ценам низким». Есть еще и те, кто предпочитает черный юмор: «Деда Мороза нет, а скидки — есть». 

Кто-то с замиранием сердца ждет периода распродаж и черных пятниц, а кто-то мониторит специализированные сайты, отслеживает цены на ­товары. Есть и те, кто относится весьма скептически к «волшебному ценопаду». 

На популярной торговой интернет-площадке в конце ноября во время черной пятницы было написано: «Скидки до 60 %». Решила еще тогда взять несколько акционных товаров и посмотреть, сколько они будут стоить в других магазинах и как изменятся цены ближе к Новому году. На телевизор Samsung c диагональю экрана 50 дюймов в конце ноября была скидка 22 %, цена — 1295 руб­лей. Рядом стоял зачеркнутый ценник — 1665,56 рубля. Сейчас в магазине начался сезон зимних распродаж и висит логотип «Скидки до 40 %», акция на телевизор увеличилась до 24 %. Цена, казалось бы, должна пойти вниз… Однако теперь телевизор стоит 1350 рублей, «прежняя» зачеркнутая стоимость — 1776 руб­лей. Получается, продавцы сделали для покупателей «подарок» — скидка увеличилась вместе с ценой. 

Захожу на сайт еще одной раскрученной розничной сети. Этот же телевизор в чернопятничный сезон — 1399 рублей, сейчас — 1599. Но есть коммерсанты, которые его готовы вам отдать и за 1260 рублей. 

Решила промониторить стиральные машины. Заинтересовавшая меня модель у одних «коробейников» при скидке 30 % стоит 719 рублей, а у других без всяких акций — 699. 

Рисунок Олега Попова

29-летний Виталий Конорин, с которым списалась в интернете, работает консультантом в магазине бытовой техники уже три года. Когда грядут распродажи или черные пятницы, он и его коллеги работают сверхурочно ночью:

— Магазин закрывается, нам выдают таблички, которые мы должны поставить на конкретные товары. Самое интересное, что на этой табличке прежняя цена подана как цена со скидкой. Допустим, пылесос стоит 185 рублей, на табличке зачеркнутый «бывший доскидочный» ценник — 265 рублей. Получается, псевдоскидка 30 %.

Еще одна фишка, которой поделился Виталий: на определенные товары уже была скидка, а во время акции продавцы клеят стикер «Распродажа» или «Черная пятница». При этом никакой новой скидки там нет.

— У меня знакомая — кассир в магазине одежды, — рассказывает парень. — Там на распродажах вещи, которые лежат годами. Обычно это брак. Есть затяжки или пятна. Эти товары приводят в более-менее достойный вид и снабжают табличкой, например, «–50 %». 

По словам Виталия, покупки перед Новым годом зачастую никакой выгоды не дают. Нередко, наобо­рот, в этот период идут самые большие накрутки — исходя из ­ажиотажа.

Торговля в накладе не останется

Экономист Игорь Смирнов говорит, что с точки зрения торговли распродажа — период оптимизации ассортимента и заработка на обороте:

— Важно понимать, что любое действие продавца направлено на извлечение прибыли. То, что покупатель получает скидку или хороший сервис, — результат того, что без этого продавец не сможет получить прибыль.

По словам эксперта, существуют товары с наценкой 100 и даже 200 %, это обычно разного рода мелочь, на которую обрушивают цены, чтобы заявить о «скидках до 90 %». Есть безнадежные неликвидные товары, которые надо либо дешево продать, либо смириться с потерей вложенных средств. Еще и такой мотив — конкуренция. Если одни коммерсанты проводят акции, то другие вынуждены идти по этому пути, чтобы не потерять клиентов. 

Александра Сергеева, маркетолог, говорит, что каждая распродажа — заранее просчитанный бизнес-ход:

— Нынешний рынок перенасыщен. За покупателем приходится бегать и убеждать его взять то, что ему, по сути, не нужно. Как это сделать? Магазины завлекают бонусами. И если человек повелся раз, повелся другой, то у него запускается психологический механизм, который условно можно назвать страхом упущенной выгоды. Так покупается не то, без чего нельзя обойтись, а то, что якобы завтра подорожает. 

Во время «аттракциона неслыханной щедрости» продавец выигрывает, завлекая тысячи людей и увеличивая продажи. Однако клиенту не стоит надеяться, что магазин, желая ­привлечь его, выложит на прилавок новый товар по невероятно низкой цене.

— Дисконт до 70 %, скорее всего, будет означать в лучшем случае удешевление товара на 3—10 %. Происходит так, потому что ретейлеры сначала завышают стоимость вещи, а затем якобы делают скидку, — говорит эксперт. — Чтобы не переплатить, стоит выяснить, сколько и что стоило неделю-месяц назад и не завышена ли цена на распродаже. 

Хитрости торговли создают ей нередко негативный имидж. В некоторых странах в черную пятницу люди берут отгул на работе. Ведь ценопад касается даже новых коллекций и ­последних моделей техники. На конец ноября — декабрь там приходится около 20 % годовой розничной торговли. У нас же вывески в духе «Тотальная распродажа», «Ликвидация» нередко оказываются практически без внимания потребителей — по-настоящему большой дисконт наши магазины дают крайне редко. Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, говорит, что во многом это обусловлено культурным фактором:

— За границей приучили народ к распродажам: люди заранее знают, когда смогут купить товар дешевле. И они месяцами собирают деньги, чтобы потратить их именно в сезон больших выгод. Соответственно магазины идут на скидки, потому что за счет оборота в эти щедрые дни можно получить хороший ­доход.

Коллаж Олега Попова

Виктор Маргелов убежден, что каждый магазин выбирает свою стратегию поведения в сезон распродаж — либо устанавливать маленькие скидки, либо псевдоскидки, либо вообще ничего:

— Объявить черную пятницу или рождественскую распродажу можно, но если у людей нет традиции дарить подарки, схема не пройдет. Если сбросишь наценку, не увеличив выручку на 10—15 % в это время, сработаешь в убыток. А прироста толком может и не быть.

Шрифт имеет значение

В столице в нынешнем году Мингор­исполком направил торговым организациям 764 предписания, составлено 8 протоколов об административном правонарушении. Нина Емельянова, начальник главного управления торговли и услуг, говорит, что для выявления нарушений в сфере недостоверной рекламы о скидках проводится мониторинг, также помогают граждане, когда обращаются с жалобами: 

— Сейчас нередко можно увидеть «Скидки до 50 %». Такая реклама является достоверной или «честной», но в случае мелкого шрифта, уточняющего существенную информацию, может вводить потребителя в заблуждение, что недопустимо, так как законом определен размер уточняющего шрифта: сноски, используемые в рекламе для уточнения содержащейся в ней информации, должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины размера шрифта уточняемого текста. Остальные предупредительные надписи должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой размещается информация.

Также, по словам Нины Алексеевны, в рекламе требуется указание и нижнего предела предоставляемых скидок, если таковой имеется, то есть от и до. В случаях пиара скидок, предоставляемых от торговой надбавки, должна быть соответствующая надпись. Порой встречается и фраза «Самая низкая цена»: 

— Такая реклама может вводить потребителя в заблуждение и являться ненадлежащей в случае использования недостоверных сведений о ликвидации торгового объекта. 

Согласно ч. 1 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства о рекламе, в том числе недостоверной рекламы в отношении цены, наличия товара на рынке, рекламы, вводящей потребителя в заблуждение, предусмотрен штраф в размере до 50 базовых величин. Дела рассматриваются в суде.

Первые платят за всех

Игорь Смирнов, говоря о распродажах, подчеркивает, что есть товары, ­которые будут куплены в любом ­случае:

— Сюда входят базовые продукты, бытовая химия и так далее. Скидки на все это обычно невелики, но акции тем не менее проводятся. Конкуренция. Такие товары приобретать в сезон распродаж тоже выгодно. 

Ученый-экономист Михаил Ковалев поясняет, за счет чего у нас порой действительно покупателям предоставляются серьезные преференции:

— Когда в магазине появляется модная коллекция, она стоит в разы дороже, чем должна стоить. Потом потихоньку цена снижается. И если эти изделия в установленные сроки не распродали, то в канун Нового года они дешевеют. То есть первые покупатели фактически оплачивают то, что потеряет магазин на излете коллекционной продажи. 

Серьезные бонусы если и предоставляются, то распространяются на весьма ограниченный ассортимент. Для того чтобы у нас начали проводиться захватывающие дух марафоны скидок, нужно еще немало поменять, убежден Виктор Маргелов: 

— Прежде всего необходима хорошая координация действий между производителями и торговлей и более выгодные условия закупок. Важно совершенствовать и технологическую структуру розничного бизнеса. Только в таком случае мы увидим скидки 50 %. Однако это касается непродовольственных товаров. На продовольственные больших наценок не делают. И в ущерб себе ни один предприниматель торговать не будет. В то время как за границей ты просто не получишь оборот, если не сделаешь таких скидок. Именно поэтому нам необходимо и дальше развивать конкуренцию в сфере торговли.


С видом на дисконт

С конца ноября до конца декабря — самая богатая пора для магазинов, например, в США. За это время совершается до половины всех покупок за год. Поэтому ретейлерам так важно привлечь к себе покупателей. А чтобы они уж точно не ушли к конкурентам, коммерсанты устраивают гигантские распродажи.

Кстати, на Западе редко можно встретить скидки 70—80 % , поскольку во многих странах законодательно разрешено снижать цену не более чем на 30—50 %. Причем ретейлеров устраивают небольшие торговые наценки, так как прибыль они делают за счет увеличения товарооборота. К сожалению, у нас некоторые продавцы закладывают маржу в десятки процентов и работать с минимальной наценкой не хотят. А с таким подходом, конечно, о новогодней разгрузке складов говорить особо не приходится. 

Вообще же, многие эксперты скидочную систему называют исключительно маркетинговым ходом. И не безосновательно. Например, сайт Geektimes.ru в свое время изучил размер «щедрости» у крупнейшего в мире онлайн-ретейлера. Авторы исследования запустили мониторинг цен на полмиллиона товаров за два месяца до начала распродажи и в итоге выяснили, что реальный дисконт более 10 % действовал лишь на каждый четвертый товар. Почти половина продавалась с совсем незначительными «уступками в цене», а 28 % скидок и вовсе оказались липовыми. Лидерами по количеству фейкового дисконта стали женская одежда, детские товары и компьютеры.

Поэтому, говорят специалисты, чтобы купить вещь подешевле, нужно заранее ознакомиться с магазинами, участвующими в акции, и их сайтами. Кстати, сравнить цены на разных площадках сегодня можно на специальных интернет-агрегаторах.

Договор дороже выгоды

Иван Райкевич, юрист и администратор интернет-сообщества «Защита прав потребителей в Республике Беларусь»:

— Как показывает практика, при колебании курса растет количество обращений со стороны граждан, которые заказали товар со скидкой (увидели в рекламе в соцсетях) и которым продавцы в одностороннем порядке говорят о расторжении договора купли-продажи. Предлогом выступает классическое «товар по скидке закончился», при этом на следующий день, а то и сразу же на сайте поднимаются цены на якобы закончившийся товар.

И вот покупатель, который только что оплатил покупку и был уверен, что приобрел товар по цене, приемлемой для него, остается без покупки. Все, что предлагает продавец, — вернуть деньги или доплатить. Законно ли это? Нет.

Руководствуясь Законом «О защите прав потребителей», можно установить, что изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), в том числе цену и условия оплаты товаров (работ, услуг). Причем эту информацию продавец обязан довести до сведения потребителя до момента заключения договора.

Так что если продавец отказывается продавать товар по скидке, который вы положили себе в корзину и оплатили либо договорились об оплате и вам на электронную почту или телефон пришло подтверждение заключения договора, имеете полное право требовать исполнения договора купли-продажи.

Когда продавец совсем не желает исполнять требования законодательства, вы можете обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов. Сделать это можно как самостоятельно, так и с привлечением специалиста общественного объединения по защите прав потребителей.

К прилавку без эмоций

Чаще всего у покупателей выделяется три типа поведения в скидочные периоды. О них рассказывает психолог Вера Прохорчик

— Первый тип — те, кто не клюет на заманчивые бонусы коммерсантов. Эти люди не ждут специальных скидок, а находят просто самые дешевые товары. Увидел — понравилось — купил. Надо — пошел — купил. Нужное и необходимое по принципу минимализма. Такие граждане не любят зависеть от чего-то или кого-то. Обычно они создают для себя удобные условия или им их с удовольствием предоставляют. 

Отличительная особенность тех, кто относится ко второму типу, — рациональный подход. Они не любят переплачивать, поэтому ждут скидку на заранее выбранную вещь. Отслеживают порой и продолжительный период времени ситуацию по интересующим группам товаров. 

И есть третий тип покупателей — они хотят все и сразу, поэтому берут по принципу «это нравится», «это хочу», «это пригодится!». В итоге у них вещей много, и они просто складируются. 

Спонтанные, необдуманные покупки часто вызваны неврозом. Это как попытка получить временное удовольствие, заполнить внутреннее неудовлетворение, которое есть в жизни. Поэтому каждый раз, смотря на вещь, надо спрашивать себя: зачем мне она? Будет ли приносить пользу или доставлять наслаждение? Если нет, то лучше учиться твердо от нее отказываться.

Особенно сложно удержаться от бесполезного шопинга в магазине, где люди перед тобой сметают с прилавков все подряд. Мы неосознанно влияем друг на друга.

С помощью покупок некоторые удовлетворяют свою базовую потребность в безопасности, а также подпитывают себя позитивными эмоциями и чувствами. Последнее свойственно людям инфантильным.

Если у человека существует зависимость — новая покупка равна новым сильным положительным эмоциям, или он живет только эмоциями и чувствами, или у него неустойчивая психика, то распродажи вполне могут спровоцировать невроз.

Чтобы избежать этого состояния, необходимо составить список вещей и предметов, которые действительно будут полезны и в то же время принесут радость.

ОПРОС

Как выбираете товар?

Наталья Плотницкая, бухгалтер:

— Обычно я составляю список — все, что мне необходимо купить в ближайшие неделю-две или месяц. Я знаю, какой у нас в семье расход мяса, круп, моющих средств, понимаю, что нам понадобится, и ищу акции на это в магазинах. Скидки я отслеживаю на их сайтах. Потом составляю для себя маршрутный лист, чтобы заехать в два или три места.

Елизавета Груша, пиар-менеджер:

— Экономить и искать скидки я начала еще в студенческие годы. Но если тогда это было вынужденной мерой, то сейчас у меня нет необходимости покупать товары дешевле, просто экономия вошла в привычку. Когда можно взять то же самое, но дешевле в два раза, просто в другом магазине или с использованием промокода, почему бы этим не воспользоваться. Я считаю себя финансово грамотным человеком и веду учет своих расходов.

Григорий Ярмакович, программист:

— Я не отслеживаю скидки на продукты питания или одежду, только на технику и электронику. Например, на распродажах купил телефон, беспроводные наушники, электрочайник и многие другие вещи. Обычно я долго мониторю товар, который мне нужен. И когда вижу реальную выгоду, покупаю.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter