Скидки с подвохом

РАДУЯСЬ очередным скидкам в магазине, не стоит спешить с благодарностями в адрес производителя или торговой точки. Ведь в рыночных условиях и производитель, и продавец заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли, а не в том, чтобы материально помочь своим покупателям. Поэтому скидки и акции — всего лишь инструмент для наращивания объемов продаж, роста товарооборота и, как следствие, увеличения прибыли.

Что стоит за низкими ценами в магазинах сетевой торговли и какие хитрости используют их владельцы...

РАДУЯСЬ очередным скидкам в магазине, не стоит спешить с благодарностями в адрес производителя или торговой точки. Ведь в рыночных условиях и производитель, и продавец заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли, а не в том, чтобы материально помочь своим покупателям. Поэтому скидки и акции — всего лишь инструмент для наращивания объемов продаж, роста товарооборота и, как следствие, увеличения прибыли.

С логотипом Белкоопсоюза – дешевле

К примеру, по более низким ценам вам никогда не предложат ходовой товар. Давно вы видели хлеб или молоко, соль и сахар со скидкой? А вот на разного рода кондитерские изделия, консервированные горошек и кукурузу, соки, некоторые алкогольные напитки, йогурты, макаронные изделия, фрукты они бывают. Но согласитесь, за этими товарами мы не ходим в магазин каждый день. Они не столь необходимы на обеденном столе, однако, увидев «красный ценник», трудно удержаться, чтобы не сэкономить. Но экономия ли это — внеплановая покупка?

Однако если вы пришли именно за скидочной категорией товара, то приобретение действительно может стать выгодным. Сетевые магазины давно заработали славу продавцов дешевых фруктов, которые здесь порой можно приобрести дешевле, чем на рынке. За счет чего объектам торговли удается этого достичь? Они работают не с перекупщиками, а напрямую с поставщиками, ищут наиболее выгодное предложение. Правда, порой это сказывается на качестве товара — зеленые бананы, мелкие груши, подпорченные персики и мандарины. По аналогии договариваются о скидках и на другие категории товара.

Есть в торговле и свои хитрости. Замечали, как крупные сетевые магазины под своим брендом предлагают минеральную воду, шоколад и многое другое по цене, что заметно ниже аналогичных товаров под другими торговыми марками? Это вовсе не означает, что они менее качественные. Просто торговая сеть опять-таки договаривается с производителем на выпуск определенного количества товара под своим брендом. То есть оптом покупает сам продукт, без обертки. Выгода обоюдная: производителю — постоянный оптовый клиент, магазину — хороший маркетинговый ход.

Интересную акцию провел Белкоопсоюз, в рамках которой товары известных белорусских марок промаркировал своим логотипом. По договоренности эти продукты предлагались в магазинах потребкооперации дешевле, чем в других. В итоге производители пусть незначительно, но все же увеличили объемы выпускаемой продукции, Белкоопсоюз привлек покупателей, а потребитель получил возможность сэкономить на полюбившихся товарах.

Дисконтные карты – «за» и «против»

Экономия от них на деле не столь существенна. Магазины предлагают скидку не более 5 процентов от всей покупки, зачастую она устанавливается на уровне 1—3 процентов. Подсчитаем: совершив покупку на 100 тысяч рублей, магазин вернет вам лишь 1—5 тысяч рублей. Думается, больше можно сэкономить в другом магазине, где ниже торговая наценка или есть в наличии более дешевый товар другого производителя. Однако с дисконтной картой определенного магазина приходится идти за покупками именно туда — на это и рассчитывает торговый объект.

Различные акции и скидки — вполне законная вещь в условиях рынка. Вестись или нет на «заманчивые» предложения торговли — личное дело каждого покупателя. В свою очередь торговля имеет полное право всячески их привлекать, в том числе давая скидки всего в 5 тысяч рублей. Условия и правила предоставления их даже прописаны законодательно. В частности, торговые предприятия должны руководствоваться рекомендациями о предоставлении торговыми организациями покупателям скидок со сформированных розничных (продажных) цен, утвержденных протоколом заседания коллегии Министерства торговли Республики Беларусь от 29 июля 2009 года № 14. Там прописано, что организации розничной торговли могут предусмотреть определенные скидки (в процентах к ценам прейскуранта), применение которых будет способствовать росту продаж. Например, можно предоставить скидки определенным категориям покупателей. При этом их размер может зависеть от стоимости приобретаемого покупателем товара или вида дисконтной карты. Предлагается еще ввести скидки в определенные часы (утром, поздно вечером, ночью — при круглосуточной работе магазина), чтобы избежать торгового «часа-пик». Скидки же со стоимости товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены (например, на сахар, табачные изделия), не предоставляются.

Обращаем внимание на ценник

Знаете ли вы, что условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех покупателей? Особенно полезна рекомендация по поводу оформления ценника. Многие из нас сталкивались с тем, что товар якобы предлагают со скидкой, однако первоначальная его стоимость не указана. В рекомендациях Минторга же четко прописано: «В случаях, если скидка предоставляется на определенное наименование товара, то ценник на этот товар оформляется в установленном порядке. Продавец может указать на ценнике два значения цены — без скидки и с учетом скидки. При этом цена без скидки может быть перечеркнута, а на свободном месте указана цена с учетом скидки либо на ценнике или ином визуально доступном покупателю месте указывается процентное выражение скидки». Кроме того, продавец в своем магазине на видном и доступном для покупателя месте размещает информацию о видах скидок и условиях их предоставления.

 Яна МИЦКЕВИЧ, Павел ЧУЙКО (фото), «БН»

ПОТРЕБИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Делая покупки по акции, нужно сохранять бдительность. Зачастую производитель и поставщик снижают цены на продукцию, сроки годности которой выходят в ближайшие дни. К слову, в прошлом году сотрудники Комитета государственного контроля Беларуси выявили случай, когда одна из компаний предлагала своеобразный набор, в котором при покупке одного напитка второй шел за полцены. Однако срок годности напитка во второй бутылке истекал в день продажи.

Устраивая акции и распродажи, производители сбывают залежавшийся на складе товар. Особенно это актуально для непродовольственных товаров, в частности, одежды. Здесь нет сроков годности, однако часть ассортимента из старых коллекций или редко пользующиеся спросом размеры (очень маленькие или очень большие) тоже нужно ликвидировать. Учитывая инфляцию и предлагая в конце года товар по себестоимости, производитель даже не несет убытки. А вот покупателю стоит задуматься, нужны ли ему «три майки по цене двух». Быть может, своей покупкой он просто выручает «фирму», а не экономит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter