Не поглотила ли нас философия потребления – вот в чем вопрос

Скидки на голову

Мой шестилетний племянник уже неплохо разбирается в моде. Во всяком случае, он точно знает, с чем надеть полосатую кофточку или свои модные джинсы. Еще года в два, когда толком не мог сформулировать свои пожелания родителям, он в голос рыдал, оттого что ему нужно было надеть на улицу именно красные ботинки, а не какие-нибудь другие. Сейчас его пристрастия касаются даже выбора пижамы. 

При огромном ассортименте товаров в магазинах сложно не стать шопоголиком
фото venagid.ru

Впрочем, у него вполне мудрые родители, которые со временем объяснят ему философию истинных ценностей. А что касается нас, взрослых? Не поглотила ли нас самих философия потребления?

— Ой, кофточки! — направляюсь к стеллажу выездной уличной торговли. На дворе первое января. Вчера мы с мужем в санатории отмечали Новый год. Сегодня вышли подышать свежим воздухом, а тут… 

Пять минут муж молча смотрит на меня, в глазах читается сомнение. Потом все же спрашивает:

— Они тебе точно нужны? Ты заехала в такую даль за кофточками?

Останавливаюсь. А ведь и правда, что за наваждение? Я, как бык на красную тряпку, шла на зов кофточек, которые мне, по большому счету, не нужны. Их в шкафу носить не переносить. Так откуда в нас эта страсть к шопингу? Почему мы, как зомби, скупаем все подряд, особенно с заветной надписью «скидки»? Лично в одном из торговых моллов наблюдала ту вакханалию, которая творилась в «черную пятницу», то есть в день скидок. Нелегкая занесла нашу семью в тот день туда же в кино. Пожалели об этом мы уже в районе парковки, с полчаса рыская в поисках свободного места. А люди все прибывали. Из метро то и дело, как мыши на звук сказочной дудочки, тянулись очередные покупатели. В обратном направлении тяжело топали люди с пакетами. Было ощущение, что здесь продают как минимум эликсир жизни. В реальности, думаю, многие уносили домой очередные вещи, которые на самом деле им не нужны. Но чтобы потом с гордостью сказать: да, были и купили.

В одном из интервью солист группы «Раммштайн» Тилль Линдеманн, кстати, в прошлом житель Восточной Германии, интересно высказался об одержимости вещами — машинами, одеждой, другими товарами. Так вот, теперь, когда у него все это есть, пришло понимание, что все эти излишества абсолютно не нужны, что они могут превратить его в… идиота. В той же Восточной Германии, где когда-то почти ничего не было, по его мнению, существовало главное — дружба, чувство единения между людьми, которое теперь утеряно. Это место теперь заняла торговля. И нынче мы меряемся ценниками — у кого дороже, новее, круче. 

Так, может, это и наша проблема? Ведь еще многие лично помнят времена дефицита, когда в тех же отделах косметики можно было прочесть объявления вроде «одна тушь в одни руки». Когда ковры, шубы и автомобили доставали по блату. Когда за курицей нужно было простоять весь обеденный перерыв. И теперь, когда в магазинах все есть, мы просто не можем остановиться? 

Хотя, конечно, у проблемы потребления нет места прописки. И когда в сети появилась информация о кроссовках Air Jordan, которые скульптор и дизайнер Дэниел Джейкоб обклеил 15 тысячами золотых кристаллов Swarovski и которые будут выставлены на продажу в Instagram по цене 6500 долларов, я задалась вопросом: а зачем в действительности нужны такие кроссовки? Красота, имидж, спорт? Чем будет руководствоваться их покупатель? 

Впрочем, есть другой лот, озадачивший меня куда больше. Это девственность, которую разочаровавшаяся в любви 23-летняя выпускница религиозной школы Бейли Гибсон из американского города Сакраменто, штат Калифорния, выставила на аукцион и оценила в сотни тысяч долларов. 

Так что же нами движет? Реклама, мода, стереотипы, мнение других людей? Или прав был главный герой «Бойцовского клуба», называя нас обществом потребителей, одержимых внешней атрибутикой преуспевания? А может, просто пришло время навести порядок и в шкафу, и в мыслях?..

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter