Скидки эти очень сладкие

Сезонные сейлы наконец-то стали реалией и в нашей торговле

Когда люди летом пакуют чемоданы — понятно: собираются на отдых. Но в последние годы все больше белорусов выезжают за границу зимой. Причина тому не только вспыхнувшая вдруг любовь к горно-лыжным курортам: снежных спусков нынче и в Беларуси достаточно. Цель поездок иная — шопинг. Вот с этим в нашей стране напряженка. Была.

Список необходимых вещей, подсчет валюты, многочасовая очередь на границе — и вот я в Вильнюсе. Или Белостоке. Каждому свое. «Акрополис», «Озас», «Ошаны»… Весной и осенью про эти торговые центры и рынки наши люди практически не вспоминают. Зачем? Все ждут конца июня-июля или декабря-января, когда там начнется ценопад. Ах, это сладкое слово «скидки»!

Если верить истории, то появились они очень давно, с самого момента возникновения товарно-денежных отношений. То есть первобытные люди с их натуральным обменом ну никак не могли друг другу сделать скидку. А вот когда появились монеты, бумажные деньги… Словом, принято считать, что в России это случилось уже в восемнадцатом веке. Цельную картину процесса нарисовать сложно, но отдельные моменты я представляю достаточно четко. Например, сшили в ателье платье из дорогой парчи, а оно никому не подходит. Месяц висит, два, три, год. Вот второй пошел. Тогда портной и говорит: «Забирайте за полцены, надо же деньги хоть за ткань отбить!» Собственно, подобные ситуации случались и в современной истории: редкий продавец на рынке откажется сбросить несколько рублей, особенно на залежавшийся товар. Но речь не о стихийной торговле, а об организованной.

Вряд ли кто-то до нынешней зимы мог вспомнить вывеску в каком-нибудь из центральных универмагов «Скидки 50 %». А вот за границей это обычная практика уже лет двадцать. Поэтому и стремились наши люди в Париж, Милан или те же Вильнюс, Белосток. Признаюсь, в последние два-три года и я примкнула к этим рядам. «Подсадили» друзья. На обычный вопрос: «Где взяла такую симпатичную кофточку?» — подружка всегда отвечала: «Да в «Акрополисе» на распродаже за копейки купила». И как после этого было не рвануть в Вильнюс? Утомляли регистрация в посольстве, очереди на границе, но игра стоила свеч. Всегда возвращались уставшие, но довольные. Главное же — на следующий сезон дети были одеты-обуты с ног до головы, да и в моем гардеробе появлялось несколько приличных вещиц.

Не могу сказать, что в Минске нельзя было найти ничего подобного. Но вопрос в цене. Те же вещи стоили примерно вдвое дороже. Иногда, правда, встречались перечеркнутые ценники, но это, как правило, были остатки позапрошлой коллекции. А пятидесятипроцентная скидка на модные платья-юбки тогда вообще казалась чем-то из области фантастики.

Сегодня это реальность. Я могу долго рассуждать, что поспособствовало появлению сезонных сейлов: экономическая ситуация, конкуренция и т.д. Обывателю это неинтересно. Главное — скидки есть практически в каждом столичном магазине одежды и обуви. Хочется верить, что скоро это дойдет до областных городов и райцентров. Радует, что примеру частников последовала и государственная торговля. Один мой знакомый, покупая жене золотое кольцо в ЦУМе, сэкономил около пятисот тысяч. И зачем, скажите, теперь ехать за границу? Виза, проезд, проживание в гостинице, питание — все это дополнительные финансовые расходы, истраченное время и нервы. В этой ситуации не могу не вспомнить Искуи Абалян. В предновогодней суете известные барышни наперебой хвастались своими дорогими нарядами, приобретенными в Италии, Франции, Испании, Турции… И только Искуи призналась, что одевается исключительно в Беларуси: у нее нет времени на заграничный шопинг. Ничто человеческое ей не чуждо, она тоже любит распродажи. И кто скажет, что Абалян плохо выглядит? Как по мне, так она самая стильная артистка на нашей эстраде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter