Как магазины наживаются на сезонных распродажах

Скидка на жадность

Торговля в последние пару лет все активнее соглашается на скидки. Это хорошая возможность освободить прилавки, да и покупателям приятно.


Судите сами: если в 2015-м в стране прошло более 12,36 тысячи выставок-продаж, акций, распродаж, рекламных игр, то сегодня заявлено о почти 17,2 тысячи таких мероприятий. И это не считая 1040 ярмарок, 55 из которых пройдет в Минске. В акциях стало участвовать больше объектов торговли, их активность растет. А вместе с нею растут и скидки: 30, 50, 70, 90 процентов. Что на самом деле скрывается за этим аттракционом предновогодней щедрости?

Впрочем, без крайностей не обходится. Пока одни то и дело предлагают «скромные» уступки в размере 15—20 процентов, другие действуют по принципу «редко, но метко». И заманивают объявлениями о беспрецедентных 50—90-процентных скидках. Глядя на такие афиши, невольно радуешься, что «черные пятницы», а заодно другие дни недели наконец-то прописались и в наших краях. Правда, на деле отыскать такой дисконт получается не всегда. Ну и ладно, думаешь второпях, не успел, надо взять на заметку щедрую точку. В другом магазине тоже разводят руками, мол, все с 80-процентной уступкой разобрали и предлагают взять шарфик по «минус 10». Это даже лучше, чем когда тебя отводят к «актуальным» солнцезащитным очкам, которые и идут по «минус 80». 

Есть и другой вариант: накануне завысить цены втридорога, а затем объявить об уценке вдвое — магазин даже остается в выигрыше, а покупатели с короткой памятью или непостоянные клиенты и рады. Подобные шаги могут расцениваться как акт недобросовестной конкуренции, предупреждает замминистра антимонопольного регулирования и торговли Ирина Наркевич. Она же делится наблюдениями, что жалоб на крупные универмаги, которые круглый год «стреляют» скидками, нет — они держат свое слово. Вопросы возникают к небольшим бутикам и магазинам. «Напишут они скидку до 70 процентов — покупатель найти не может. Отвечают, что продали такой товар. Тогда уберите информацию о скидке», — напоминает правила замминистра. Иначе это можно расценивать как нарушение закона о рекламе — юрлицу светит штраф в размере 20—50 базовых. А случаи с жонглированием цен туда-обратно можно рассматривать как нарушение Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (штраф идет на сотни базовых). 

Для ясности в проект новой редакции монополистического закона, который, к слову, уже направлен в Парламент, внесены изменения. В частности, норма, которая позволяет ввести запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, его количества, предлагаемого в продаже, условий — цен и тарифов, на которых он реализуется. Это имеет отношение и к скидкам. Таким образом, у МАРТ будет новый, жесткий инструмент воздействия на недобросовестных продавцов. Кстати, на Западе такие акции также не пускают на самотек, регулируют. Например, если магазин объявляет о распродаже коллекции или ликвидации товаров в связи с закрытием, время «ценопада», его масштаб и ассортимент нужно согласовать с местными органами власти. Не лишним будет иметь на руках документ о реальном закрытии объекта. Закончился товар, а акция еще идет — покупатель может прихватить эквивалентный по качеству товар, но по заявленной сниженной цене. Будь у нас такая норма, думается, ретейлеры перестали бы хитрить на ровном месте. Кстати, ответственность за недостоверность информации о скидках распространяется и на владельцев сайтов, которые аккумулируют такие сведения. 

Еще один момент, о котором порой забывают, связан с бронированием мест в кафе для предпраздничных и новогодних посиделок. Общепит не вправе устанавливать минимальные суммы предоплаты при заказе. А также называть нижний порог стоимости в расчете на человека, навязывать обязательные блюда и брать аренду за помещение, где будет проходить празднование. Основные правила следующие. Например, аванс в размере не менее 30 процентов ориентировочной стоимости заказа для физлиц и не менее 50 процентов для юрлиц и ИП вносится после оформления заказа на обслуживание банкета в течение 15 календарных дней. Если до корпоратива остается меньше двух недель, то аванс вносится в день приема заказа. 

МАРТ предупреждает: торгинспекция будет мониторить ситуацию в рознице и в общепите. Так что не стоит портить праздничное настроение покупателям и клиентам, чтобы в итоге не испортить его себе.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter