Всегда ли так дешево, как обещает реклама

Скидка ложь, и в ней намек: быть умнее

РАСПРОДАЖИ, акции, скидки. Эти слова всегда звучат заманчиво, сулят, а как же иначе, выгоду. И правда — кто не хочет купить товар на пятьдесят процентов дешевле. А на семьдесят? А если два по цене одного? Глаза затуманиваются, разум мутнеет — не обращаешь внимания ни на цену, ни на условия, берешь с прилавка и устремляешься к кассе. По такому пути недавно пошла и моя подруга.


Отправились мы после работы в продуктовый магазин. Она, любительница всевозможных бонусов, говорит: «Смотри, два десятка яиц по цене одного. Нужно брать!» И взяла. Как и сказано — две упаковки. Я же положила в корзинку десяток яиц, которые покупаю всегда. Не потому, что не ведусь на халяву (кто ж ее не любит), а просто не нужно было мне столько яиц. Рассчитались на кассе, а после сверили чеки: оказалось, акционные яйца обошлись почти в два раза дороже тех, которые взяла я. За упаковку бонусных просили 2,6 рубля, обычных — чуть больше 1,3 рубля.

Конечно, придирчивый читатель тут же скажет — производители-то разные. Но с виду яйца ничем не отличались. Так ли заманчива в таком случае сделка? Приведу еще один пример: знакомая на распродаже в одном из торговых центров приобрела платье со скидкой двадцать процентов. Счастью не было предела, пока не отклеила новый ценник и не увидела, что чуть раньше изделие стоило на те самые проценты дешевле. Только брать его никто не хотел: скидки ведь нет. А теперь — пожалуйста. Сэкономила, ничего не скажешь.

И таких случаев наберется в жизни каждого немало. Витрины изобилуют всевозможными скидками и акциями. Видимо, без них покупателя не заманишь. «Только сегодня экономия в 50 процентов», — читаешь очередное предложение. «Спешите — ликвидация коллекции. До конца дня — цены ниже на 70 процентов», — сулит выгоду другое. Думаешь, какая экономия! А потом проезжаешь возле магазина в первый день, во второй, третий, десятый… Заманчивые стикеры со словами «сегодня» остаются на прежних местах неделями, месяцами. Или вот еще хитрый ход: в рекламе обещают скидки студентам, молодоженам, многодетным мамам или пенсионерам. Приходят те в магазин, а им бонус в лучшем случае рубль, а то и пару копеек.

Из-за таких вот ситуаций вкус к скидкам в принципе теряется. В торговле это понимают и идут дальше. Предлагают просто невообразимые бонусы. Например, купишь кольцо — получишь путешествие в Италию на 14 дней! Мол, все бесплатно, никакого подвоха, такой приятный подарок. Соглашаешься на сделку, покупаешь ювелирное изделие, получаешь сертификат, едешь в турфирму, а там оказывается, что не все так гладко — о «бесплатно» уже речь не идет. Оплачивай, мол, не 435 евро за поездку, а 300 плюс к этому давай деньги на визу, страховку, пакет дополнительных услуг. Весьма сомнительный подарок.

На проблему липовых скидок Министерство антимонопольного регулирования и торговли обратило внимание еще в прошлом году. Тогда регистрировались подобные случаи: продавцы в сезон распродаж искусственно завышали цену на товар, а затем делали на него скидку. То есть покупателя сознательно вводили в заблуждение. Чтобы защитить потребителей от подобных манипуляций, в новый законопроект «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» внесена норма, вводящая запрет на такую вот недобросовестную конкуренцию. Вероятно, после его введения «заманчивых» предложений станет меньше. Зато мы, покупатели, будем уверены: если написано о скидке, то ее реально и получишь. Без всяких подвохов.

borisovez@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter