Чему учат в единственном в стране центре подготовки операторов беспилотников

Схватывают на лету

927-й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов в Березе — единственное в стране место, где эксплуатируют беспилотные авиационные комплексы в интересах Вооруженных Сил. Практически ни одно учение Вооруженных Сил не обходится без участия расчетов центра, потому как БЛА играют основные роли в театре современных боевых действий: ведут воздушную разведку с целью корректировки огня артиллерии, поиска диверсионных групп и выполняют другие задачи. За процессом подготовки операторов БЛА наблюдал корреспондент «Р». 


Им бы в небо


На летном поле центра идут учебные плановые полеты. В небе — «Суперкам С350» белорусско-российского производства. Беспилотник предназначен для ведения оптико-электронной разведки. «Суперкам С350» может находиться в воздухе до четырех часов, взмывать на высоту до пяти километров и вести разведку на расстоянии до 50 километров. Летает на скоростях от 60 до 120 километров в час, а весит всего 11,5 килограмма. Запускать «Суперкам С350» можно в любую пору года при температуре воздуха от минус 30 до плюс 40 градусов. Питают аппарат литийполимерные батареи.

Обычно наземная станция управления подвижная — с колес. Но сегодня операторы — на стационарной вышке: один управляет бортом, второй джойстиками вращает навесную камеру.

— Задача для первого вылета сегодня — определить дислокацию условного противника на расстоянии 40 километров, — начальник 927-го ЦПП БАК полковник Павел Колосов уточняет, что сегодня с погодой не повезло: густой туман. — Второй вылет должен обнаружить портативные мишени в паре километров от летного поля. Краска на мишени нанесена таким образом, что с воздуха они выглядят как объемные макеты типовых видов вооружения стран НАТО.



Всего же в распоряжении центра шесть типов беспилотных авиационных комплексов. Они закрывают всю тактическую линейку применения беспилотной авиации в Вооруженных Силах — от ближнего радиуса действия до оперативного уровня. Самый крупный беспилотник — «Бусел-10».

Сложный конструктор


БЛА «С350» хранится в габаритном чехле в разобранном виде. Крылья подсоединяются шпильками — при жесткой посадке они просто отбрасываются в стороны. Шпильки, конечно, ломаются, но это расходный материал. Двигатель закрыт металлическим стаканом, при нагрузках ломается именно он, а не корпус из прочного пластика. Сама конструкция аппарата максимально простая, чтобы его можно было собрать полностью всего за пару часов буквально на коленке в поле.

«Суперкам С350» не просто технологичный гаджет, а зарегистрированное воздушное судно со своим бортовым номером и алыми звездами на крыле. Летает беспилотник на малых и предельно малых высотах — локаторами его не поймаешь. А форма бумеранга дает еще большую скрытность — такой тип компоновки еще называют «летающим крылом». Противодействовать ему можно, только заглушив канал связи с оператором, но для этого противнику нужно знать точный сектор расположения станции управления. Проще уж банально нанести удар по станции. При выполнении отдельных специальных задач операторы соблюдают режим радиомолчания: работают в пассивном режиме, только принимая сигналы от борта.



— Место управления даже более уязвимо, чем сам БЛА, — заместитель командира авиационного (учебного) отряда эскадрильи БАК старший лейтенант Владимир Котов компетентен в вопросах ведения воздушной разведки. — Беспилотник летит в автоматическом режиме по заданному курсу, обрубят ему связь со спутниками — не беда, у аппарата есть инерциальная система исчисления пути.

На конкурсе «Соколиная охота» в период международных армейских игр «АРМИ-2019», которые проходили в Казахстане, белорусская команда беспилотников заняла второе место. Чтобы прийти к такому высокому результату, он пять лет учился в Военной академии Республики Беларусь, где получил диплом инженера-штурмана. На первый взгляд кажется, что справиться с беспилотником может и ребенок. На деле не так: оператор просто обязан быть человеком из авиации, дабы понимать правила эшелонирования, составлять заявки на воздушное пространство, проводить навигационные расчеты маршрута по точкам, вычислять путевую и воздушную скорости, корректировать тактические действия воздушной разведки.


Ввысь на разведку


За сутки до полетов операторы подают заявку в 570-й центр Единой системы организации воздушного движения. В ней уточняют зону полетов, их временные рамки. Если в запрашиваемой зоне работает пилотируемая авиация, центр организации воздушного движения выдает разрешение, но с ограничениями или корректировками — разводят борты по высотам.



Техники перед вылетом ставят комплект батарей — желтые, прямоугольные — и крепят целевую нагрузку на выбор: тепловизор, фото- или видеокамеру. Проверяют на слух работу электрического двигателя, элевоны, укладку парашюта (он выстреливает при посадке) и прибор высокого давления, который нужен для определения воздушной скорости. Все проверки фиксируют на видеокамеру.

Запускают «Суперкам С350» с рук, при помощи эластичной катапульты. Зажужжал двигатель, на взлете он разгоняет аппарат до 90 километров в час. Взлетает беспилотник за мгновение: только был в руках техника — и уже парит в воздухе.



Посадка БЛА — на парашюте.«Суперкам С350» заходит на посадку без участия оператора. Аппарату задали точки посадки, он заходит на курс против ветра, чтобы подъемная сила не пропадала. Гасит скорость положением фюзеляжа, делает переворот, чтобы не приземлиться брюхом, где дорогостоящая целевая нагрузка, выключает двигатель и на нужной высоте выпускает кислотно-оранжевый приметный парашют. Благополучно десантируется и ждет на земле, пока его не подберут техники.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter