История одной фотографии художника Рыгора Ситницы

Сходство с просветителем

Художник Рыгор Ситница, когда учился в нынешней академии искусств, был очень похож на Франциска Скорину с гравюры. Желтые, как солома, усы и такого же цвета длинные волосы. Он даже берет носил точь–в–точь как знаменитый первопечатник и просветитель. Правда, не из парчи–бархата, а обычный, из черного фетра.


Но это было почти сорок лет назад. Сегодня у председателя союза художников Рыгора Семеновича Ситницы усы заиндевели, да и прическа стала иной, а вот взгляд прежний: уверенный и спокойный.

У меня дома висит маленький рисунок Рыгора Ситницы. На нем цветными карандашами изображен всеми тысячу раз виденный мотив. Обычный, скромный забор–штакетник, снег, голубые тени. Вот и все! Вертикальные полосы досок, горизонтальных теней. Каждый день смотрю и всегда радуюсь, так хорошо и просто все это нарисовано. Знаю, что этот эскиз — один из многих к большой и знаменитой графической серии «Шпацыр уздоўж паркана». Название придумал сам автор. Вся эта серия — восторженная песня нашим заборам, снегу, свету, детству, сугробам и родному дому, «к которому человек великую ласку имеет».

Это то, чем мы отличаемся от испанцев, французов, американцев. Очень здорово придуманная серия. Вроде бы заборы, бревенчатые стены, крыши и тени... Но за деревенским пейзажем проглядывают, как ни удивительно, Казимир Малевич с его «Черным квадратом» и многие его сподвижники, супрематисты из славного Витебска.

Есть у художника и другая замечательная серия больших рисунков. Называется она «Гаспода». И там все знакомое, родное, но уже исчезающее, уходящее в небытие. То, что строили наши деды и прадеды, то, среди чего жили, то, что передали своим детям. Не только стены, но и предметы, которыми пользовались крестьяне. Корзины, кувшины, решето... Вязанки лука, кукуруза, чеснок, картошка. Опять же то, к чему мы привыкли, на что перестали обращать внимание, а значит, и не восхищаемся. А Ситница увидел и восхитился.

Но, к слову, все изображенное, скрупулезно и точно, с каждой шляпкой гвоздя, соломинкой и кукурузным зерном, от этнографии находится далеко. Ближе всего подобное рисование к поэзии, построенной на точных метафорах и гиперболах, сравнениях и ритмике. Такой самодостаточной графикой стихи иллюстрировать жалко.

Кстати, может быть, в скором времени и появится на свет сборник стихов поэта Рыгора Ситницы с собственными рисунками или альбом с народными песнями в его исполнении.

Те, кто знает художника, вряд ли сильно удивятся.

ladzimir@источник

Фото Евгения КОКТЫША
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter