Выборы в Европарламент: скептики против консерваторов

Скептики или консерваторы?

На этой неделе в ЕС проходят выборы в Европарламент. Помимо этого, также должен обновиться состав других руководящих органов ЕС. Таким образом, Европа вступает в новый политический цикл. Главной интригой этих выборов станет то, какой процент наберут правые популисты и евроскептики. Прогнозы прочат им до трети мест в новом составе Европарламента.

Евроскептицизм набирал обороты все последнее десятилетие, и популистские партии уже стали неотъемлемой частью политического пейзажа многих стран, в ряде случаев (как, например, в Италии) даже формируя правящие коалиции. Неоценимую услугу евроскептикам оказал миграционный кризис 2015 года, изрядно перепугавший европейских обывателей. На инерции этого кризиса правые популисты продолжают набирать политические очки по сей день, хотя их победный марш в европейской политике уже изрядно замедлился. Так или иначе, сегодня они полны решимости и намерены образовать в Европарламенте собственную фракцию.

Победное шествие правых стало главной страшилкой, которой запугивают обывателей системные политические силы, пророча едва ли не развал ЕС в случае дальнейшего усиления евроскептиков. Действительно, угрожающими высказываниями в свое время не раз отличились и лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, и министр внутренних дел Италии, один из лидеров «Лиги Севера» Маттео Сальвини, обещавшие выход своих стран из евроатлантических структур и зоны евро. Однако нельзя не отметить, что по мере политического усиления евроскептиков их радикализм заметно слабеет. Шокирующие радикальные лозунги стали для них своего рода трамплином для прыжка в большую политику.

Обстоятельства таковы, что в современной европейской политике на радикализме далеко не уедешь. Времена, когда западные общества были поляризованы и радикалы справа и слева звали разгневанные массы на баррикады, остались в прошлом. Современный европейский обыватель избалован, пуглив и дорожит своим бытовым комфортом. Радикальные лозунги для него — скорее поза, а не руководство к действию. Поэтому, чтобы не остаться маргиналами, евроскептики должны становиться более осторожными и умеренными, тем более что перехватыванием их знамен активно занимаются оппоненты. Чтобы привлечь к себе умеренного избирателя, евроскептики были вынуждены отложить в сторону радикальную риторику о развале ЕС и зоны евро, больше не толкуют, ограничиваясь обещаниями реформы ЕС изнутри.

Фото Getty Images

Лозунги выхода из ЕС утратили свою привлекательность и из-за крайне неудачного опыта Brexit. Великобритания, которая должна была покинуть ЕС еще 29 марта, так и не смогла этого сделать и теперь вынуждена участвовать в выборах в Европарламент. Многочисленные проблемы, с которыми столкнулся Лондон, стали наглядной иллюстрацией того, что выход из ЕС может обойтись себе дороже даже для стран, участие которых в союзе было изначально ограниченным, как у Великобритании. Впрочем, то, что Лондон пока остается в ЕС, для евроскептиков даже выгодно, поскольку в выборах принимают участие их британские коллеги, в том числе Найджел Фарадж, один из главных инициаторов и идеологов выхода страны из ЕС. Несмотря на фактический провал Brexit, позиции британских евроскептиков сильны как никогда, ведь всю ответственность за политическую неразбериху последних месяцев граждане возлагают на системные партии — консерваторов и лейбористов. По прогнозам, евроскептики могут рассчитывать на треть мест от британской квоты в Европарламенте, тем самым заметно усиливая общие позиции правых.

Таким образом, новый состав Европарламента действительно может оказаться в значительной степени евроскептическим, но вряд ли будет революционным.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter