Иммунитет от нацистского вируса, выработанный в Нюрнберге, серьезно ослаб

Скелеты из коричневого шкафа

Есть такое расхожее выражение — «история повторяется дважды». Вначале в виде трагедии, а затем в виде фарса. Эта фраза как бы игриво намекает, что все проходит и превращается в итоге в некий карнавал. Но есть истории, которые при повторении приводят к еще большей трагедии. И очень много государств на карте современной Европы, имеющих свои болезненные темы прошлого. Они пережили подобные трагедии и теперь делают все, чтобы их не повторить. В частности, выработана четкая правовая база по запрету героизации нацизма. Краеугольный камень положен 75 лет назад, в конце ноября 1945 года, когда в Германии начался Нюрнбергский процесс.

Пророчество рейхсмаршала

рисунок олега карповича.
Но не только эти скелеты из коричневого шкафа имеются в виду, когда сегодня говорится о преступлениях нацизма. Как это ни прискорбно, но и в мировой дипломатии, и в политических кругах разных стран вынуждены признавать, что иммунитет от нацистского вируса, выработанный в том числе в Нюрнберге, сегодня серьезно ослаб.

Происходит то, о чем цинично мечтал один из нацистских лидеров Геринг. Сидя в пресловутом фильтрационном лагере Оберурзель неподалеку от Франкфурта, он заигрывал с американскими оккупационными властями, надеясь, что его отпустят. А если нет, то Геринг откровенно заявлял: «Победители могут убить меня, но уже через 50 лет бренные останки рейхсмаршала окажутся в мраморном саркофаге и немецкий народ будет чествовать его как национального героя и мученика». Это точная цитата, которую я привожу из книги воспоминаний Альберта Шпеера — второго человека в нацистском государстве, руководителя всей военной промышленности, который сидел в соседней с Герингом камере.

Геринг в своих мечтаниях слегка ошибся. В сегодняшней Германии сомнения в решениях суда, не говоря уже о какой-то ревизии итогов Нюрнбергского процесса, равносильны уголовному преступлению. И буквально две недели назад немецкий министр юстиции Кристина Ламбрехт рассказывала, как преступления против человечности преследуются в германских и международных судах спустя 75 лет после Нюрнбергского процесса.

Канцлер на коленях и маршал-мясник

Вы думаете, почему немцы так хотят отмыться от своего коричневого прошлого, открыто проводя политику покаяния? Начало этому положил канцлер ФРГ Вилли Брандт. Существует исторический снимок, на котором в декабре 1970 года он изображен опустившимся на колени перед памятником героям и жертвам Варшавского гетто. Этот поступок стал символом покаяния немцев.

Но дело не только в символических политических жестах. Демонстрация свастики и других нацистских символов в Германии уголовно наказуема. Свастика и знаки СС относятся к символике антиконституционных организаций. По закону их публичная демонстрация и продажа запрещены. Запрет наложен и на нацистские приветствия и восклицания «Хайль Гитлер!». В том числе запрещено выкладывать в соцсетях посты с изображением свастики, надписями «Хайль Гитлер!» и любой нацистской символикой.

«Дойче велле» приводит случай, как в марте 2018-го 45-летний житель Германии был приговорен к трем месяцам тюрьмы за публикации в Facebook фотографий замаскированного человека с татуировками-свастиками и другими запрещенными символами.

Жителям домов запрещено показывать аналогичные вещи публично. К примеру, нельзя растягивать перед окном флаг со свастикой или развешивать на стенах нацистские лозунги напоказ соседям и прохожим. Проблемы возникнут и у того, кто продает современные копии формы СС или других предметов с нацистской символикой: подобное нелегально.
Несмотря на то что Конституция ФРГ гарантирует право на свободу слова, законодательство относится строго к тем, кто разжигает ненависть и показывает антигосударственные знаки. Так, за демонстрацию нацистской символики в Германии можно получить до трех лет лишения свободы. Если это провоцирует ненависть к определенным национальностям или религиям, демонстрирующему схожее грозит до пяти лет тюрьмы. Отрицание холокоста — тоже уголовно наказуемо.
Помимо нацистской символики, в Германии запрещены символы террористических организаций, например джихадистской группировки «Исламское государство».

Германия как европейский лидер задает тон и остальной Европе. Почему останки бывшего испанского диктатора генерала Франко вынесли из мемориального комплекса «Долина Павших» под Мадридом? Это неоднозначно воспринимаемая самими испанцами историческая фигура. Тем не менее социалистическое правительство Испании решило перенести останки Франко из мавзолея в обычную могилу, чтобы, как выразились власти, не прославлять фашиста, правившего страной почти 40 лет.

Почему, наконец, финны сумели разделить белое и черное в своей истории, в том числе касаясь героя Финляндии, президента страны Карла Густава Маннергейма, вошедшего в историю по названию комплекса оборонительных сооружений «Линия Маннергейма»? Как известно, Финляндия находилась в военном союзе с нацистской Германией, а Маннергейм тесно связан с руководством Третьего рейха и даже по-дружески ездил с его представителями на охоту. Гитлер 22 июня 1941 года заявил, что в едином строю с немецкими войсками и «героические финские братья по оружию, которых возглавляет маршал Маннергейм». Кстати, существовали и свои финские эсэсовцы — еще в 1941-м из финнов был сформирован отдельный батальон в составе дивизии «Викинг». Это страшное подразделение эсэсовцев, занимавшихся массовыми убийствами на оккупированных территориях. 

Маннергейм позволил осудить своих ближайших соратников как военных преступников, но сам избежал той же участи, хотя и состоял в близких отношениях с Гитлером. Почему — это отдельная тема. Главное в другом. Маннергейм понимал, что «Адольфус и его окружение хотят превратить народы Европы в белых негров. Мы стоим перед концом света», — так писал он в одном частном письме.
Финнам хватило благоразумия и совести, чтобы не только выйти из союза с Германией (это заслуга Маннергейма, спасавшего свою страну), но и отдать под суд многих своих соратников, сотрудничавших с гитлеровским режимом. Да и к нему самому в современной Финляндии не все относятся одинаково восторженно.
Пресса сообщает, что в рабочем городе Тампере на его памятнике частенько пишут «лахтери», что означает «мясник»…

Но так или иначе все эти примеры в разных европейских странах показывают, что политики прекрасно понимали: если не прекратить героизацию нацизма, трагедия может повториться.

Силы зла снова на марше

Почему же такого понимания не хватило другим? Ведь в составе той же дивизии «Викинг» служили добровольцы из многих европейских стран. В том числе общеизвестно, что в этой дивизии СС были и западные украинцы. Вместе с голландскими и прибалтийскими добровольцами они прошли учебный курс, их включили в состав батальонов «Викинга».
Созданные по команде Гитлера оуновские карательные батальоны «Нахтигаль», «Роланд», 201-й батальон шуцманшафт, дивизия СС «Галичина», полк «Бранденбург», украинская вспомогательная полиция вместе с айнзацкомандами совершали военные преступления: участвовали в массовых убийствах мирных граждан и карательных акциях против партизан в Беларуси и Украине. Эти названия до сих пор не могут без содрогания вспоминать во многих белорусских домах, где деды и прадеды погибли от рук карателей.
Так же, как и имена Степана Бандеры или Романа Шухевича, других бандеровцев, прославившихся своими кровавыми рейдами по Полесью и не только.

А чего стоят коллаборационистские организации, партии и вооруженные формирования, действовавшие под бчб-флагами на территории оккупированной Беларуси! Белорусская центральная рада (БЦР), Белорусская народная самопомощь (БНС), Белорусская краевая оборона (БКО) и другие. В частности, коллаборационистское формирование БКО было создано согласно постановлению командующего СС генерального округа Беларусь Курта фон Готберга. Это по его приказам уничтожали евреев в печально известной «Яме» в Минске. Франц Кушель, командир БКО, готовил полицаев к карательным операциям. Это его подопечные сжигали деревни вместе с жителями.

Особое место в этом ряду занимал Союз белорусской молодежи (СБМ), созданный в 1943 году по примеру Гитлерюгенда. Впоследствии многие члены СБМ пополнили ряды так называемого «свядомага» 13-го белорусского батальона вспомогательной полиции СД. Это было подготовленное по лучшим стандартам, прекрасно вооруженное и экипированное подразделение, на счету которого — уничтоженные гетто в Глубоком с использованием танков и артиллерии, Минское гетто, а также тысячи поляков и евреев из концлагеря Колдычево под Барановичами. В административном смысле колдычевский лагерь был подчинен непосредственно командиру полиции безопасности в Минске.
Охраняли концлагерь Колдычево не немцы, а те самые националисты из 13-го батальона в форме с бчб-нашивками под лозунгом «Жыве Беларусь!». Они носили форму ваффен СС и были несказанно этому рады. Кстати, в разделе 5-го статута союза было четко регламентировано, что для членов СБМ «прывiтаннем i развiтаннем з’яўляецца падняцце правай рукi са словамi «Жыве Беларусь!» — «Жыве!». То есть лозунг «Жыве Беларусь!» стал применяться как аналог немецкому «Зиг хайль!». Они даже руку вскидывали точно так же.
И это зафиксировано кадрами кино- и фотохроники того времени, нашло отражение в журнале «Жыве Беларусь», который издавался этой организацией.


 

Одурманенные зарубежными телеграм-каналами и бчб-пропагандой негодяи уже тянут свои грязные руки и к нашим святыням. За осквернение обелиска «Минск — город-герой» суд приговорил этого 21-летнего вандала к 2 годам колонии…
ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА и александра кушнера.

Убийство памяти

Но почему-то вместо слов осуждения всей этой бесчеловечности мы все чаще слышим грохот новых маршей и факельных шествий. И зачастую звучат слова не осуждения, а оправдания и восхваления…

Красноречивая тому характеристика — ситуация с памятниками войны в Украине. В соответствии с официальной идеологией следует идти курсом восточноевропейских соседей, которые массово сносят памятники советским воинам-освободителям (чем намекают, что под гитлеровцами им было намного уютнее). Но вот прямо противопоставить себя живой национальной памяти не смогли даже постмайданные власти.

Как пишет ukraina.ru, после победы Евромайдана украинская власть сразу попала в сложную ситуацию. С одной стороны, она ориентируется как на своих предшественников на украинских националистов, включая тех, которые сотрудничали с нацистами. С другой — даже те люди, которые поддержали Майдан, в основной своей массе не были готовы принять сторону откровенных наследников нацистов. Пришлось выкручиваться. Юридической основой этих странных маневров были законы, принятые в составе «декоммунизационного пакета» в апреле 2015 года. Это законы «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» и «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939—1945 годов».

Украинские националисты сносят бюст маршала Георгия Жукова. Харьков. Июнь 2019 года.

Уже в самих названиях этих актов есть лукавство, если не сказать больше. Во-первых, мало того что уравнены коммунистический и нацистский режимы (это обычный европейский и либеральный ход мысли), но скрывается совершенно очевидный факт того, что реально закон направлен только против коммунистической символики, поскольку нацистской в Украине нет (во всяком случае — на официальном уровне). Впрочем, как показывает практика, если на официальном уровне (в символике того же «Азова», например) нацистская символика появляется, то правоохранительные органы закрывают на это глаза.

Во-вторых, победа над нацистским режимом был одержана под символикой коммунистического режима. Вариант — мы против тех и других — в природе не встречается. Если вы осуждаете коммунистический режим, значит, вы переживаете за «жертву сталинских репрессий» Гитлера.

Что касается второго закона, то он был придуман исключительно для того, чтобы вывести из юридического употребления понятие «Великая Отечественная война». В законе так прямо и сказано: «Признать утратившим силу Закон Украины «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

Фактически снос советских монументов стал символической демонстрацией силы со стороны националистов.

— Героизация УПА, Бандеры, дивизии СС «Галичина» требует уничтожения памяти об их жертвах. Иначе быть не может! Но эта героизация, хочешь не хочешь, должна привести и к героизации той идеологии, за которую данные исторические персонажи боролись, то есть идеологии фашизма и национал-социализма, — комментирует политолог Владимир Корнилов.
Уничтожение старых советских символов и попытка насадить новые — с нацистским душком — привели лишь к усилению напряжения в обществе и впоследствии стали одним из факторов военного конфликта в Украине, который отбросил страну далеко назад. Не зря ведь говорится: кто затевает войну с прошлым, теряет будущее.
Многим, наверное, запомнилось заявление представителя Украины при ООН о том, что Бандера и оуновцы не преступники, так как не были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Если подходить формально, то Бандера и оуновцы действительно не были обвиняемыми в том процессе, потому что Международный военный трибунал (МВТ) был учрежден для преследования главных военных преступников. Бандера, конечно, не удостоился чести сидеть рядом с Герингом.

Но в то же время, по мнению эксперта ­МГИМО, доктора юридических наук Александра Волеводза, МВТ признал, что СС является преступной организацией, включая и членов любого рода полицейских служб, которые были членами СС. Именно поэтому исходя из принципов Нюрнбергского трибунала, признанных во всем мире, Бандера и бандеровцы являются военными преступниками. По этой причине многие из них были осуждены после войны, а сам Бандера уничтожен. Точно такое же отношение и к марширующим со свастиками в Прибалтике.
Таким же должно быть отношение и к фашистским прислужникам под бчб-знаменами из СБМ и тому подобной нечисти.
Кстати, всем известно, как действовали в таком случае спецслужбы Израиля, которые находили нацистских преступников по всему миру и никому из них не позволили уйти от возмездия. Почему? Наверное, это не только и не столько акт мести. А понимание, что если все это забывается, то снова будут происходить страшные вещи. Как сказал Александр Лукашенко послу Израиля, «никакие заслуги перед Отечеством не могут оправдать преступления против человечества».

Именно поэтому так актуальны и поддерживаются международным сообществом решения Нюрнбергского процесса. Это часть нового миропорядка, который был создан после войны.
Нельзя никому позволить разрушать этот порядок. Иначе силы зла снова станут на марши, прикрываясь национальными лозунгами. Не случайно с 2005 года в Генеральную Ассамблею ООН внесена резолюция против героизации нацизма. И этот документ международное сообщество принимает большинством голосов.
Игорь МИХАЙЛОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter