Молодой сценограф Екатерина Шиманович: «Больше всего люблю добрые сказки»

Сказочница за сценой

Работа художника-сценографа непубличная. Эти плоды трудов видны каждому — не зря искушенные театралы восторгаются не только актерской игрой и режиссерским замыслом, но и такой эфемерной вещью, как атмосфера. Ах, эта атмосфера спектакля, без которой все происходящее на сцене остается лишь бледным подобием настоящего театра! Смотри во все глаза, впитывай и дыши ею. А где же сам сочинитель декораций и костюмов? Нет его, спрятался в недрах театра, где-нибудь в живописно-бутафорском цехе творит очередное волшебство из подручных материалов или озадачивает костюмеров новыми идеями, от которых мы все ахнем. Поймать и допросить! — твердит инстинкт репортера, и я отправляюсь на охоту. Героиня у меня нынче интересная.


Голова Суок — фарфоровое лицо с необычными, мастерской лепки чертами, с треугольниками подчеркнуто театральных бровей, с распахнутыми глазищами. Первое впечатление от Екатерины Шиманович — стриженая кукла наследника Тутти: здесь шарниры, тут проволочка, там ключик для завода. Тик-так — и подмигнут глаза, оживут пальцы, из-под которых в очередной раз посыплется-польется что-то необычное и волшебное. 

Выбор профессии перед Екатериной не стоял: рисовала с детства, любила мастерить кукол и игрушки. Семья тоже творческая: мама окончила Глебовку, папа увлекся стимпанком и делает разные декоративные штучки и аксессуары с шестеренками. После колледжа имени Ахремчика Катя пошла в академию искусств — и вот здесь действительно пришлось повыбирать между сценографией, которую советовали педагоги колледжа, и монументальной скульптурой, к которой тяготела сама. Выбор по чистой случайности пал на сценографию — и оказалось, что судьба всегда права. Екатерине Шиманович всего 25 лет, а в ее копилке уже несколько нашумевших работ: постановки «Запалкi» и «Радзіва Прудок» Купаловского театра, костюмы к опере «Сельская честь» Пьетро Масканьи в Большом театре, а также — уже несколько лет подряд — оформление традиционного Большого новогоднего бала. Вместе с мужем, сценографом Сергеем Ашухой, Екатерина работала над постановками купаловцев «Зямля Эльзы» и одной громкой премьерой нового сезона — спектаклем «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях».

— В годы учебы в колледже я сценографию как направление не то что не рассматривала, я до конца не понимала, наверное, что это такое, — признается она. — Сейчас вижу, что в этой профессии для художника много свободы — у меня, по крайней мере. Возможно, мне везет. Мне просто нравится! Я могу предлагать все что угодно, не боясь быть отвергнутой, оптимальное решение находишь в диалоге с режиссером.

Работа над одной постановкой занимает несколько месяцев, впрочем, размышления и обдумывание можно начать и за год до непосредственной премьеры:

— Все зависит от пьесы, от режиссера, от того, вдохновит ли тебя материал сразу или к нему нужно еще присмотреться, привыкнуть. А потом, когда худсовет утвердит готовую концепцию, приходит время техсовета — и ты отправляешься к инженерам, к тем, кому непосредственно предстоит воплощать твои идеи в жизнь.

Она предпочитает авангард и лаконичные формы, минимализм, приправленный духом сказки и легкой мистикой, много и успешно работает над цветовыми решениями:

— Я люблю волшебство: фантастику, фэнтези, добрые сказки вроде «Гарри Поттера», сюжеты, в которых можно проявить свою фантазию. Хотя и бытовые спектакли стараюсь немножко освежить своим взглядом сбоку. Но я не реставратор, дотошно реконструирующий быт какого-то времени, мне нравится погружаться в разные эпохи и что-то оттуда брать, но дополнять собственным видением.   

Не то чтобы Катя замкнутый человек, скорее, непубличный. Профессию художника часто выбирают люди именно этого склада — не те, кто в конце спектакля выходит на поклоны, собирая цветы и аплодисменты, а те, кто в тишине постепенно и вдумчиво переносит в реальность цветные картины, возникающие в голове, внося свою лепту в общий успех.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter