29 раз подряд. Какие премьеры прошли в театрах под Новый год

Сказочки под елочку

Театральные новогодние праздники предсказуемы. Две-три недели по утрам залы заполняются детьми всех возрастов. Билеты все проданы. Яркие огни. Нарядные елки. Обязательные Дед Мороз, Снегурочка, зайчики. В этом году и собачки. Планы перевыполняются. Какой же продукцией радуют театры? Чаще всего старой, хорошо проверенной. Взглянем на афиши.

Сцена из спектакля «Морозко» Молодежного театра

Театр имени Янки Купалы для детей не играет. Русский театр имени Горького предпочел тоже обойтись без детского крика под Новый год. Испытанный временем «Щелкунчик» в Театре-студии киноактера, «Принц и чудовище» — в Новом театре. Честно и однообразно развлекал маленьких и взрослых зрителей театр «Территория мюзикла». Четырнадцать раз сыграли веселый музыкальный спектакль «Маша и Витя против «Диких гитар».

Больше других удивил Театр юного зрителя. Выпустив премьеру «Как Кикимора Снегурочкой была», он сыграл ее 29 раз подряд с 20 декабря по 2 января. Рекорд побит, хотя представляю, как утомились артисты. С другой стороны, пусть привыкают и они к известной американской бродвейской системе. Там играют одно и то же до упаду и пока зритель ходит.

В театре кукол сказок всегда хватает. Кроме традиционного «Морозко» и «Малыша и Карлсона, который живет на крыше», не стареет «Красная Шапочка». Она радует зрителя более 30 лет. Есть и премьера, «Белоснежка» в постановке хорошо спевшегося дуэта — режиссера Игоря Казакова и художника Татьяны Нерсисян.

Сюжеты новогодних сказок редко отличаются оригинальностью. Их хорошо знают бабушки-дедушки, родители и дети старшего возраста. Чтобы им было в театре интересно, когда придут с малышами, все должно зависеть от режиссуры и актерского исполнения. А вот здесь и ловушка.

В спектакле «Старая волшебная сказка» в свое детство отправились лучшие опытные актеры Молодежного театра.

Обычно поставить сказочку поручают молодому режиссеру, который находится на испытательном сроке, или кому-нибудь из очень активных артистов, проявляющих интерес к режиссуре. Да и заняты в новогодних сказках, как правило, молодые исполнители. Кому как не им бегать, прыгать, приплясывать и петь, изображая зайчиков, белочек, медведей и другую живность. Они еще в вузах и колледжах учатся делать этюды, вживаясь в привычки всякого рода зверья. И только театральные старейшины с хорошо поставленными голосами могут солидно выйти в роли Деда Мороза.

На этом фоне хорошо выглядит Молодежный театр. Там скромно объявили: «Новогодние представления для детей». В фойе стоит громадная красивая елка, и перед началом основного спектакля идет маленький спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, сказочными персонажами, вождением хоровода, загадками и песнями. На сцене играют четыре классические сказки и одну премьеру по пьесе Сергея Ковалева «Приключения в Королевстве Снов». Классические — это те, где нет заумно сложной структуры рассказа, непонятного новаторства формы. Зато богатые и красивые костюмы, сказочное оформление, нехитрые фокусы и обязательно море доброты. Источник вдохновения — доставить удовольствие детям, непременно включить их в действие, заставить сопереживать. «Аленький цветочек», «Морозко», «День рождения волка» — именно такие спектакли, добрые и простые.

Особняком стоит «Старая волшебная сказка» по пьесе малоизвестного российского автора в постановке Константина Михаленко. Здесь можно говорить о высоком художественном мастерстве, потому что в свое детство, «прекрасное далеко» отправились лучшие опытные актеры: Наталья Онищенко, Евгений Ивкович, Сергей Шарангович, Александр Пашкевич, Иван Щетко, Раиса Сидорчик, Дмитрий Бойко и их молодые коллеги Елизавета Ильевская, Антон Макуха, Максим Дубовский. Традиционные сказочные герои выглядят и действуют не по классическим правилам. Емеля — совсем не герой. Ленив, труслив, медленно соображает. Царь тоже из робкого десятка. Капризный неврастеник, прячется за чужие спины, не пользуется своей властью. Баба-яга — не женщина, а мужчина. Соловей-разбойник — представитель восточных олигархов. Советник Христофор Карлович — выходец из европейских советников, которые советуют, не зная истинного положения вещей. Решительная и смелая царева дочка Анфиса — вполне современная барышня с гендерным превосходством.

Главная неожиданность спектакля — веселая, неунывающая, находчивая Матрена. Она и накормит, и гвоздь забьет, топором и молотком умеет пользоваться. А еще — собственным обаянием и умом. Найдет выход, успокоит, подскажет, поиграет тугой косой и освободит от Соловья-разбойника. Исполнительница этой роли, человека из народа, Наталья Онищенко перед самым Новым годом получила звание заслуженной артистки Беларуси.

Спектакль Молодежного театра — пример того, как простую детскую историю можно сделать талантливой и увлекательной для взрослых. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намек».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter