Анна Дыдышко и ее живая бронза

Сказки, застывшие в бронзе

Причудливые сказки Анны Дыдышко из бронзы и витражного стекла знакомы многим — среди пестроты выставочных залов публика часто наводит свои смартфоны на ее работы прежде других. Увидеть больше сегодня можно в минской галерее «Аристократ» на первой персональной выставке молодого скульптора. Тем временем в соцсетях и не только разгораются нешуточные споры на тему того, как все же правильно называть Анну и ее коллег женского пола — скульптор или... Потому как стоит погуглить, и — не могу удержаться, чтобы не процитировать один из арт‑порталов: «Возможно, вы очень удивитесь, но количество женщин‑скульпторов в мировом искусстве нынче превосходит число женщин‑живописцев».


— А как же мнение о том, что женщина‑скульптор — это почти всегда минус личная жизнь плюс развитая мускулатура? Миф, значит, — констатирую при встрече, отметив изящную Анину фигуру.

— Да, пожалуй, что и не миф, — возражает Анна Дыдышко. — Будь сейчас лето, вы бы увидели, что мышцы у меня вполне развиты, без этого никак. Хрупкой девушка‑скульптор быть не может. Материал весит прилично, обработка металла требует твердого запястья. В свое время я профессионально занималась спортивной и художественной гимнастикой, потом боксом и конным спортом. Сейчас постоянно хожу в спортзал, 4 раза в неделю минимум.

— Неужели и там таскаете железо?

— Таскаю железо, занимаюсь кроссфитом, тренирую выносливость.

— А как насчет аскетизма?

— Ну аскетизм — это вообще не про меня. Что, наверное, видно даже по количеству украшений, которые предпочитаю носить. И в скульптуре я за избыточность. Люблю деталировку, классическую неминималистичную скульптуру, насыщенную форму. Люблю находить в большом нагромождении деталей гармонию.

— Заметно влияние Владимира Жбанова, автора многих городских легенд в бронзе.

— Горжусь, что имела счастье быть знакомой с ним лично. Один из самых ярких людей и художников, встречавшихся мне в жизни.

— Жбанов был известным трудоголиком, лепил как одержимый, копил в своей мастерской идеи, эскизы, готовые работы, которые ему никто не заказывал.

— Что не мешало ему оставаться общительным человеком и невероятно интересным собеседником. А если вас интересует содержимое моей мастерской, там в общем‑то то же самое. Идеи, эскизы, работы вне заказов — без этого не будет развития. Хотя, конечно, реализовать работу в металле в наше время безумно дорого.


— И чтобы заработать лишнюю копейку, вы подрабатываете моделью и стилистом? А почему выбираете металл, а не, к примеру, пластик, который в разы дешевле?

— У меня много друзей в модном бизнесе, которые приглашают на фешен‑съемки, порой это действительно неплохой приработок. А почему не пластик... Название для своей выставки я выбирала долго, оно не случайно — «Теплота металла». Потому что бронза — она живая, дышит, стареет красиво, живет в поколениях, это вечная ценность.

— Говорят, в вашей мастерской живут не только эскизы и скульптуры.

— Да, еще 4 водные змеи, аксолотли, а дома — коты и собаки. Все беспородные, все пришли ко мне сами. Если бы могла себе позволить, завела бы еще лошадь и корову. Хотя не исключено, что в будущем заведу.

— Кстати, вы как‑то говорили, что мечтаете сделать памятник бродячей собаке с блюдечком для пожертвований на приют для животных.

— Действительно, я много об этом говорила, а недавно узнала, что еще одна автор‑девочка реализует эту идею в Минске. Ну и прекрасно, чем больше будет таких скульптур, тем лучше.

— С чего вообще началось ваше увлечение скульптурой?

— В академию искусств я поступила на отделение дизайна, а скульптурой стала заниматься на последних курсах — было много друзей‑скульпторов... Хотя нет, не так. Я увидела «Пьету» Микеланджело. До сих пор она вызывает во мне бурю эмоций. Если выпадает возможность попасть в Рим, по многу часов провожу у этой скульптуры. Просто стою и созерцаю, каждый раз испытывая ощущение катарсиса, но по‑другому, не так, как раньше. Будто скульптура развивается вместе со мной. Для меня это самое большое открытие в искусстве, постигать которое, наверное, буду всю жизнь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо:

— Из 97 скульпторов — членов БСХ 10 — женщины. Но это пока. В нашей академии искусств девушки преобладают сейчас практически на всех отделениях. Женщин в искусстве много на самом деле, и они уверенно заявляют о своих правах.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter