Мир сюрреализма Игоря Карпова

Сказки в красках

Недавно в Минске прошла выставка картин “Мир сюрреализма Игоря Карпова”. Впечатления от выставки хочется выразить двумя главными словами: “роскошь” и “изобилие”. Изобилие идей и образов художника и роскошь средств для их выражения. Приходит в голову, что автор должен любить одновременно философские трактаты и детские сказки. Ведь очевидно, что в подоплеке каждой картины — глубокие философские изыскания. Но проиллюстрированы они не сложными изобразительными построениями, а настолько ярко, красочно,  выразительно и конкретно,  можно сказать, объемно-выпукло, что надолго привлекают даже внимание детей.


Рисованием Игорь Карпов увлекался с детства. Сначала он проявлял свои наклонности на листках случайно подвернувшихся тетрадок и блокнотов, не придавая этому особого значения. И вот в четвертом классе увидел рисунок профессионального художника — отца одноклассника.

— Я понял, к чему надо стремиться, — вспоминает Карпов. — Этот рисунок стал для меня далеким горизонтом, маяком. Под впечатлением от него я уговорил родителей записать меня в художественную школу. Для этого нужно было сдать экзамены, что я успешно и сделал.

После художественной школы Игорь поступил в художественное училище, а затем в Академию художеств СССР в Ленинграде (до этого жил в Казани). Его работы превосходили по уровню произведения сверстников.

— Когда я выходил рисовать с натуры в какие-то красивые места города, мои соученики часто просили разрешения постоять рядом, чтобы поучиться, — рассказывает художник. — Они тоже пытались рисовать, но мало кто выдерживал жесткий прессинг толпы. Ведь рядом собиралось много зевак, которые не отличались высокой культурой. Им нравилось отпускать насмешливые комментарии в адрес юных художников, критиковать их работу, иногда и оскорблять. Так у меня закалялся характер.

После окончания архитектурного факультета Академии художеств Игорь отправился по распределению в Минск и стал работать в ГПИ “Минскпроект”. Параллельно продолжал заниматься живописью. И в 1976 году в вестибюле “Минскпроекта” была организована его первая персональная выставка “Посвящение А.С. Пушкину”. Уже тогда в работах Карпова появилась необычная изобразительная символика, которая изумляла зрителей.

— Масштаб гениальности Пушкина требовал выхода за рамки традиционного реального изображения, — объясняет Игорь Васильевич.

Конечно, его основным занятием, по профессиональным обязанностям, была архитектура. В составе авторского коллектива он проектировал современные здания Белорусского государственного академического музыкального театра, Дворца культуры тонкосуконного комбината в Минске. Будучи уже опытным специалистом, принял участие в конкурсе на занятие должности главного архитектора Партизанского района и выиграл среди 12 кандидатов. Игорь Карпов сделал личный вклад в проектирование и обустройство жилой застройки по улицам Пулихова — Захарова, Филимонова — Металлистов, зданий Партизанского райисполкома, прилегающего сквера, а также скверов в других местах района. В выходные дни, а если охватывало вдохновение, то и по ночам, Карпов рисовал.

Сегодня в творческой биографии художника уже несколько персональных выставок. Он неоднократно становился лауреатом республиканских и международных конкурсов в сфере изобразительного искусства.

— Я верю, что существует невидимый мир, — признается художник. — И во время создания картин чувствую информационную помощь, подпитку оттуда. Многие события моей жизни, начиная с детства, когда я выходил из опасных ситуаций живым и невредимым, убедили, что есть ангел-хранитель. Ему я посвятил отдельное произведение.

И не только живописное. После завершения активной трудовой деятельности, когда у Игоря Васильевича появилось больше свободного времени, он занялся еще и литературным творчеством. В прошлом году в минском издательстве вышла его книга “Три “Т” ангела-хранителя: трагизм, терпение, торжество”, написанная в жанре психологического триллера-фантазии с авторскими иллюстрациями. Кроме того, художник с недавних пор пишет стихи и обдумывает возможность их публикации.

МНЕНИЕ

Игорь Карпов о миссии художника:

— Научиться пользоваться материалами, правильно переносить видимое на бумагу — это школярские навыки. Их недостаточно, чтобы стать художником. Настоящий художник должен рисовать из глубины души, сформировать свое уникальное “я”, свое мировоззрение, создать собственный изобразительный язык. К моему душевному строю ближе всего сюрреализм, только он позволяет так объемно и масштабно проникать в творческую суть тем, которые меня волнуют. Конечно, ситуации, которые я изображаю, в реальной жизни существовать не могут. Однако они выражают темы, которые современный человек должен видеть и чувствовать. Это те проблемы, что существуют в окружающем мире. Я не коммерческий художник, всегда рисовал в первую очередь для себя. Благодаря тому, что имел заработок как архитектор, оставался свободным в выборе стиля, темы, размеров своих картин. Сейчас массовое явление в живописи — натюрморты, пейзажи, портреты. Современные художники вынуждены их рисовать, потому что именно такие полотна люди покупают для украшения своих жилищ. Но у настоящего художника должна быть миссия. Я когда-то прочитал историю, связанную с моим знаком зодиака — Девой. Создатель призвал к себе все 12 существ, символизирующих созвездия, и дал каждому свое задание. Деве он поручил предупреждать человечество обо всех грозящих ему опасностях. И мои картины во многом — это предупреждение.

Наталья Константинова

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter