Сказки при плохой погоде

О ремонте дорог

Не раз замечала: если где-то на селе укладывают или ремонтируют дорогу, то в соседней деревне непременно появится пара-тройка асфальтированных пешеходных дорожек к усадьбам. И что удивительно, личная дорожка служит годами, а общественная - хрупкая, точно песочное печенье. Может, просто совпадение? Однако теперь у меня есть некоторые веские основания полагать: подобные случайности - лишь признак существующих закономерностей.


На минувшей неделе специалисты Комитета госконтроля Минской области в карьере Валерьяны, недалеко от Минска, где дорожники берут для дела песок, откопали 7,5 тонны еще теплого битума. 23 тонны извлечь не удалось. Затвердели намертво. Битум - важный связующий материал. Если его в асфальтобетонную смесь недоложить, то на следующий год она раскрошится. "Эффект пустыни" нередко наблюдаем в жизни. Дорожники, как правило, оправдываются: мол, нет-нет, мы все делали по нормам и СНиП, просто погодные условия в Беларуси для дорог - экстремальные. За зиму по 200 циклов заморозки и разморозки. Вот асфальт и трещит.


Очень удобный аргумент. Из серии тех, которыми несколько лет назад шокировал общественность Минсельхозпрод. Тогдашний министр обратил внимание на странное явление: на некоторых, причем самых отстающих, фермах вывели редкую породу телят, поглощающих по тонне-полторы молока в год. При биологической норме 350 килограммов. Любителей списать молоко на безропотных животных оказалось легко вычислить. С дорожниками сложнее. Сказки о погоде они рассказывают до тех пор, пока не попадутся с поличным.


Одно из дорожно-строительных управлений Минскоблдорстроя много лет сотрудничало с коммерческой фирмой. Покупало у нее битум. Только как-то странно: на стройку привозили, скажем, 10 тонн, а по документам поступало вдвое больше. О "серых" схемах рассказала мне Валентина Зезюлькина, начальник управления контроля отраслей хозяйства и денежно-кредитной сферы Комитета госконтроля Минской области. Когда контролеры поинтересовались, откуда излишки, в ответ услышали: экономили. То есть банально недокладывали положенное в асфальтобетонную смесь. А куда девались вырученные деньги? Этот вывод уже будут делать правоохранительные органы. По факту возбуждено уголовное дело.


Обнаружив излишки битума в одном районе, контролеры направились в соседний. К их приходу, понятно, уже готовились. Но замести, то есть спешно зарыть, все "следы" не успели. Из 30 тонн утилизированного в валерьяновском карьере битума получилось бы 300 метров отличной дороги шестиметровой ширины. Теперь контролеры собираются выяснить, насколько массовым было воровство стройматериалов в КУП "Минскоблдорстрой". Будут брать пробы дорожного покрытия и тестировать его на прочность.


А в Пуховичском районе дорожники более двух лет мудрили c соляркой. Фигуранты - 17 водителей, которые (по официальной версии) без ведома руководства приписывали количество рейсов, необходимых для перевозки асфальта. Бухгалтеры и начальники участков доверчиво подписывали документы махинаторам. С 2009 года таким образом было приписано и, следовательно, включено в себестоимость метра укладки асфальтобетонного слоя около 8 тонн дизтоплива на 20 миллионов рублей. Виновники наказаны и половину суммы уже вернули в казну.


...По поводу дорог у нас амбициозные планы. В ближайшую пятилетку собираемся привлечь в их развитие не менее 5 миллиардов долларов. Колоссальная сумма. Специалисты уверяют: вложения окупятся. Хорошие дороги увеличивают валовой внутренний продукт на 5 - 7 процентов. Конечно, если строят их добросовестные работники. Не склонные к "распилу" бюджетных денег.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter