Почему иностранные модели экономики не всегда успешны

Сказки нашего времени

Засилье пропаганды? В Беларуси? Скорее наоборот. Ее у нас слишком, катастрофически мало. По крайней мере в области экономики. Особенно если сравнивать с развитыми странами. Пропагандой своей экономической модели там пропитано все информационное пространство. Впрочем, вся экономика (в значительной степени уже и глобальная) строится не столько на каких-то расчетах, сколько на психологии. Тот же финансовый валютный рынок чутко реагирует на самые разнообразные новости. А котировки акций и глобальных, и локальных компаний зависят не только и не столько от их реальной работы и успехов, сколько от умения генерировать позитивные новости. Коммерческие проекты американской иконы изобретательности и успеха Илона Маска создают не менее масштабные убытки, чем его задумки. Но его команда красиво умеет продавать то повальную электрификацию транспорта, то… полет на Марс. И котировки его компаний растут как на дрожжах. В какой-то степени здоровый прагматизм — сначала сделал, потом похвастался — вредит нашим производителям. В отличие от своих западных коллег они нередко скромничают. С точки зрения здравой логики и прагматизма — правильный подход. Но в мире экономики сегодня царят сказки, которые навряд ли станут былью, однако хорошо и дорого продаются.

Когда период обращения твоих акций на биржах около пяти дней, то постоянно приходится изобретать какие-то истории, чтобы демонстрировать движение вперед.
forex.ru

Однажды полюбопытствовал у одного топ-менеджера белорусской дочки транснациональной корпорации: зачем они внедряют новую базу данных? Какой в этом практический смысл, когда информацию можно взять из государственного реестра в свободном доступе? Зачем дублировать данные, тратить деньги на программное обеспечение, создавать новое, хотя и небольшое, но подразделение?.. Понятно, что идея исходила из головного офиса. Возможно, в других государствах, в которых работает корпорация, таких баз данных централизованно не ведут. Но дело не в ценности инновации, а в необходимости вечного развития. Даже бесполезного.

«Когда период обращения твоих акций на биржах около пяти дней, то постоянно приходится изобретать какие-то истории, чтобы демонстрировать движение вперед», — четко объяснил менеджер. Да, в развитом мире главное не столько продать свою продукцию, сколько реализовать ценные бумаги. А фондовый рынок живет не только цифрами, но в том числе историями. Надо не быть, а казаться: передовым, инновационным, перспективным… И это пропагандируют. На частном, отраслевом, государственном уровнях по всем возможным каналам коммуникации: начиная от СМИ, заканчивая конференциями, кино и литературой, в которой выведены образы передовых предпринимателей. Ну и, естественно, все преимущества их родины, позволившей (или даже вынудившей) их стать миллионерами. Другой вопрос, что некоторые инструменты пропаганды нежно скрыты за разными ширмами. Вроде бы биографию знаменитой компании в литературном изложении создает известный публицист, журналист, писатель или историк, но всегда есть заказчик, который платит щедрый гонорар, берет на себя издержки по печати, продвижению, продажам. И получается бестселлер. Прямо как в истории про находчивого партизана, который в тылу врага сбывал листовки по пять марок. У нас это — анекдот. На Западе, прежде всего в англосаксонском мире, пропаганда стала отдельным товаром.

Впрочем, по своей сути пропаганда ничем не отличается от рекламы. Только в первом случае навязчиво убеждают массы в непогрешимости идей и мировоззрений, а во втором — какого-нибудь товара. Но в действительности — одно и то же: приукрасить, создать оболочку, которая бы давила на эмоции, а не на разум. А в некоторых случаях просто убедить людей в мысли, выгодной для производителя. И в рекламе, и в пропаганде с Западом могли тягаться по большому счету только коммунисты. Ошибались большевики или нет — вопрос отдельной дискуссии. Но свои действия умели преподнести. Кстати, бежали-то не только из СССР на Запад, немало было и западных европейцев, и американцев, которые сбегали в Союз.

Ни в коей мере не призываю к манипулированию общественным мнением. Но приходится признать: в области экономики нам добросовестной рекламы, маркетинга, пиара, пропаганды (называйте как хотите) однозначно не хватает. А поэтому и кажется нам (и за рубежом есть мнение), что отечественная экономическая модель несовершенна. Ответим им так: нет предела совершенству. Но не так уж она проигрышна, как может показаться на первый взгляд. Это же утверждение справедливо и для наших промышленности, сельского хозяйства и многих других отраслей. Но тут уж действует закон: сам себя не похвалишь — никто об этом не позаботится. А похвалу «западники» выдают только как учителя, когда ученик вызубрил урок.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter