Сказки для женщин и военных

Книжный навигатор
Васiль Быкаў. Блiндаж. Выдавец Вiктар Хурсiк, Мiнск, 2007.

Неопубликованных рукописей белорусских классиков всплывает не так уж много: обычай писать «у шуфляду», особенно у советского поколения, был не слишком популярен. Поэтому незаконченная повесть Василя Быкова «Блиндаж», найденная в его архивах, — явление заметное. Повесть Быков писал в конце 80–х, но не закончил, как он признавался в письме другу, потому, что она его «не задавальняе». Конечно, сегодня мы об этом можем только пожалеть. Для 1987 года сюжет смел, хотя для белорусской литературы и ненов — перекликается с романом Кузьмы Чорного «Млечны шлях». Белорусская деревня, захваченная фашистами. В блиндаже прячутся ослепший командир Хлебников, немец–дезертир Хольц, твердокаменный коммунист Демидович, еврей Нохем, раненый антисемит Качан... Всех вышеперечисленных прячет, лечит, кормит простая деревенская женщина Серафимка — сестра врага народа и передовая колхозница. Экстремальные условия. Экзистенциальный выбор. Уцелеть ли самому ценой жизни и мучений другого? Удастся ли общечеловеческим ценностям противостоять зомбированию в отдельно взятом сознании? Узнаваемая схема быковских произведений. А вот повесть «Апошнi баец», напечатанную единожды в 1958 году и также включенную в издание, сам Быков предпочитал не вспоминать, относя к «долитературной биографии».

Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. София. 2006.

Любит, любит наша сестра эту книгу... А как же? Психоаналитика с феминистическим уклоном всегда убедит, что в наших несчастьях виноваты в конечном счете не мы сами, а консервативное общество с его мужским шовинизмом, загоняющее творческую женщину в губительные рамки. Впрочем, сведись все к незамысловатой формуле: «Все мужики — сво...», книга Эстес не стала бы мировым бестселлером. Сама себя автор называет «хранительницей старых историй». Язык повествования звучит эпически — поскольку проблемы женской психики объясняются на примере сказок. Многие из них известны: «Синяя Борода», «Сказка о гадком утенке», «Красные башмачки», «Василиса Премудрая», «Девочка со спичками»... Но в пересказе Клариссы они звучат по–иному — древнее, что ли. «Я бывала у многих очагов и разбрасывала приманку для ангелов у каждой постели», — объясняет автор. Помочь понять себя — это, конечно, хорошо. Возродить в себе «дикую женщину» — тоже (поскольку сие есть, по мнению автора, единственный путь к обретению «самости», целостности). Разумеется, в книге Эстес замечательные догадки соседствуют с парадоксами и спорными фрагментами (выдавать открывшуюся часть истины за истину вообще — свойство, увы, всех смертных мыслителей). Но необыкновенная личность автора, поразительные трактовки известных образов и сюжетов, густая образность сделают дело — даже если вы не верите в теорию Юнга, читать будет интересно.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга». Минск, пр-т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter