Режиссер Александр Сокуров отметил 70-летие

Сказки для взрослых

Мастер авторского кино Александр Сокуров продолжает удивлять

Неординарный творческий почерк, революционная пластика кадра, изысканный операторский стиль, исчерпывающие экранизации, казалось бы, неподъемной классики… Народный артист России режиссер Александр Сокуров, отметивший на этой неделе 70-летие, без преувеличения создал собственный мир, поражающий разнообразием. Иногда про режиссеров авторского кино говорят таким штампом: всю жизнь снимает один и тот же фильм. Однако про Александра Николаевича, удивляющего каждой своей новой работой, такого уж точно не скажешь.

mfa-film.de

Дни затмения

В кино он отправился той тернистой дорогой, по которой раньше шел Андрей Тарковский. И даже удостоился от него похвалы. При этом сумел найти свой киноязык — трогательный, человечный, мягкий, поэтичный. Сегодня его талант признан во всем мире. Хотя Сокуров очень неудобный деятель культуры: говорит то, что думает, для него не существует никаких авторитетов, кроме, может быть, Томаса Манна, Александра Солженицына, Дмитрия Шостаковича и еще парочки великих имен.

По первому образованию Сокуров историк. Возможно, поэтому он видит то, что ускользает от обычного обывательского взгляда — исторические параллели, связи между событиями, повторяющиеся сюжеты.

К 70-летию Александра Николаевича на «Ленфильме» подготовили полную ретроспективу его картин. Открыл показы «Одинокий голос человека» в отреставрированной авторской версии. Фильм по произведениям Андрея Платонова привел киноначальство того времени в замешательство, а Тарковского — в восторг. Затем последовали удивительные работы: «Скорбное бесчувствие» по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Дни затмения» по братьям Стругацким, «Спаси и сохрани» — вольная экранизация «Мадам Бовари» Гюстава Флобера.

А дальше было плодотворное сотрудничество со сценаристом Юрием Арабовым. Сначала — трилогия, состоящая из картин «Круг второй», «Камень», «Тихие страницы». Отдельной темой в творчестве Сокурова проходят семейные взаимоотношения — им он посвятил дилогию «Мать и сын» и «Отец и сын». Сотрудничество с Арабовым продолжилось в масштабной тетралогии о природе власти — «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст». Его тетралогию можно сравнить с выдающимися произведениями не только кино, но и литературы.

Чистым экспериментом выглядит фильм «Русский ковчег», снятый в Эрмитаже одним дублем без остановки. А сколько документальных работ подарил нам Сокуров. Одно из самых сильных впечатлений юности, пример идеальной документалистики, пристально вглядывающейся в своего героя, — лента «Узел. Беседы с Солженицыным». А еще были картины, посвященные Шостаковичу, Вишневской, Ростроповичу, очерки из современности. К слову, Галина Вишневская исполнила главную роль в картине «Александра», посвященной теме войны и вины.

Фильм «Русский ковчег»  режиссер снял в Эрмитаже одним дублем без остановки.

Из-под крыла мастера

Испытывая некоторую вину за то, что талантливая молодежь из регионов России не всегда может доехать и поступить в творческие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в 2010 году он открыл мастерскую на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова в Нальчике. И уже в 2017-м дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ. А следующую картину Балагова «Дылда» Россия выдвигала на «Оскар».

Во многих своих картинах Сокуров выступает еще и как оператор, выстраивая по своему усмотрению их визуальную палитру.

Снимайте о современности!

Режиссер неоднократно бывал в Минске. Мне запомнился его визит в 2012 году, когда Александр Николаевич представлял белорусскому зрителю своего «Фауста». Тогда удалось побывать на его мастер-классе и встрече с кинематографистами на киностудии «Беларусьфильм», задать некоторые вопросы. Александр Сокуров оставил впечатление человека предельно скромного, аскетичного в быту, сумевшего сохранить внутренний стержень.

Во время визита в Минск Сокуров вспоминал, как коллеги-кинематографисты пили шампанское в кабинетах «Ленфильма» в день смерти Андрея Тарковского: «Почему так ненавидели Тарковского в кинематографической среде? Это нельзя никак объяснить. Может, не стоит об этом говорить, но я помню, что в день его смерти в кабинетах «Ленфильма» работники студии пили шампанское и отмечали этот день как какой-то праздник. Может, кто-то это забыл, но я помню. Так же, как запомнил, какой нежной душой обладал Андрей Арсеньевич и как хорошо он относился ко мне. Общение с ним, его профессиональные советы были для меня и моего становления как личности бесценны».

Тогда же режиссер дал совет и «Беларусьфильму»: «У вас прекрасная студия, сохранились специалисты... Странно, что у вас не появляется сильных реалистичных работ о дне сегодняшнем». Увы, интересных картин о «дне сегодняшнем» с 2012 года у нас так и не появилось. Наши «творцы» спят.

В отличие от многих российских режиссеров Сокуров всегда с симпатией относится к Голливуду, признавая за ним первенство во многих вещах: «Голливуд дал миру потрясающую сценарную школу. Порой целые политические и общественные течения возникали после выхода того или иного фильма. Сценаристы работают в США на хорошем уровне и относятся к работе очень серьезно. Они, кстати, понимают, что это коллективная работа: один разрабатывает сюжет, второй — диалоги, третий — финалы. Главная проблема российского кино в том, что два известных сценариста никогда не сядут работать за один стол. Они считают, что это ниже их достоинства».

Среди любимейших режиссеров Сокурова — Кира Георгиевна Муратова, которая часто приезжала на Минский международный кинофестиваль «Лістапад». Они действительно во многом похожи — по степени нонконформизма, кругозору, отношению к искусству.

Сейчас Александр Николаевич трудится над фильмом под рабочим названием «Сказка», который расскажет о тех, кто определил судьбы мира в годы Второй мировой войны, — Сталине, Черчилле, Муссолини и Гитлере. Действительно, ничто так не занимает режиссера, как феномен природы власти. Но талант — это тоже своего рода власть. Над людьми и умами. Своего «Мефисто» Сокуров пока не снял.

ФАКТ

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию экуменического жюри за картину «Фауст». На вручении главного приза председатель жюри американский кинорежиссер Даррен Аронофски отметил: «Решение было единодушным — это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

ЦИТАТА

«Театр, мне кажется, умер давным-давно. У меня такое ощущение, что там все мучаются: и актеры на сцене, и зрители в зале. Это такой законсервированный способ передачи эмоций. В Большом театре в Москве я ставил «Бориса Годунова» Мусоргского. К сожалению, столкнулся с тем, что у российских оперных солистов нет навыков драматической игры. Они ее не освоили, поэтому и оперы получаются картонные. Сейчас спектакль сняли с репертуара. Это и хорошо: после того как там сменилось несколько составов солистов, постановка превратилась в нечто невообразимое».

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter