Обзор книг "Вясёлка. Зборнiк" и Плинио Апулейо Мендоса "Габриэль Гарсиа Маркес"

Сказки для взрослых и детей

Вясёлка. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2017.

За шэсцьдзесят гадоў у часопiсе «Вясёлка» надрукаваны, мабыць, тысячы твораў для дзяцей. Да юбiлею часопiса рэдакцыя падрыхтавала дыхтоўны зборнiк, якi знаёмiць з лепшым з таго, што друкавала «Вясёлка». Раздзел «Жывая класiка» — творы карыфеяў, пачынаючы з Янкi Купалы i Якуба Коласа.

«На Беларусi Бог жыве», —
Так кажа мой просты народ.
Тую праўду сцвярджае раса ў траве
I адвечны зор карагод, — заварожвае словамi Уладзiмiр Караткевiч. Падхоплiвае яшчэ адзiн чараўнiк беларускай мовы, Рыгор Барадулiн:

Красавiк iшоў сялом,
Грэў прасторы ласкаю.
Як махнуў ён рукавом —
Вылецелi ластаўкi.

Верш Максiма Танка дапаможа вывучыць азбуку, а Iван Шамякiн падзелiцца ўспамiнам, як здабываў свае першыя кнiгi. ёсць раздзел аўтарскiх казак, ёсць раздзелы загадак, п’ес, якiя можна ставiць у дзiцячым садку альбо ў сям’i, спеўнiк... Асобны раздзел прысвечаны «Бусi» — адгалiнаванню «Вясёлкi» для самых маленькiх. У раздзеле «Чароўны куфэрак» — творчасць юных аўтараў. Хтосьцi з iх неадменна праз колькi гадоў перабярэцца ў раздзел класiкi. Прынамсi, верш Кастуся Жыбуля «Палiца пылiцца — ёй трэба памыцца» запамiнаецца нароўнi з класiчнымi пацешкамi. А яшчэ — гульнi, майстар–клас па арыгамi, расповед пра сакрэты фатаграфii i анiмацыi, i лепшыя малюнкi з часопiса.

Плинио Апулейо Мендоса. Габриэль Гарсиа Маркес. Письма и воспоминания. Individuum, Москва, 2016.

«Габриэль Маркес, бедный и еще никому еще известный, был вынужден спать на скамейках в парке, — вот такой Маркес появится на страницах этой книги...»

Когда писатель пишет о писателе, может получиться все что угодно. В зависимости от таланта, личных отношений и цели написания. Мендоса — близкий друг Маркеса, крестный его сына. Они работали в одних изданиях, были свидетелями революций, отправлялись на Кубу, жили в Париже, исследовали Советский Союз, и на вручение Нобелевской премии Мендоса ездил вместе с Маркесом. Конечно, его задача — написать о «Великом Габо» и о себе как его верном апологете. Украшает книгу колорит, переносящий в атмосферу романов, когда «Богота еще была городом утренней прохлады, медленно ходивших трамваев, гулко звеневших колоколов, где тяжеловесные великолепные лошади тащили похоронные катафалки, а на облучке восседали кучера в ливреях и шляпах с загнутыми полями». «Если бы какая–нибудь фея смогла нас вернуть в то время и у нас снова была бы железная печка, мирно потрескивавшая в углу комнаты, распространявшая тепло и изгонявшая из наших внутренностей холод и сырость улиц. У нас снова были бы книжные полки, сделанные из досок, положенных на кирпичи; лампы, бросавшие уютный свет, неожиданно освещавшие то балку, то афишу Леже, то окно, открывавшееся зимними ночами в безмятежный и туманный город». Ностальгические картины жизни богемы все более сменяются описанием политических событий, в которых участвует не только кто–то вроде Кастро и Миттерана, но и сам Мендоса, и Маркес, и Кортасар, и Варгас Льоса — литературные классики, иногда оказываясь по разные стороны баррикады. Очень бережно Мендоса пишет о личной жизни Маркеса, о его отношениях с любимой женой Мерседес. Это очень уважительная книга, даже письма Маркеса цитируются с согласия наследников. Но читается нескучно. Любопытно же из первых уст услышать, как друзья пробирались в Советский Союз, выдавая себя за участников фольклорного ансамбля, или как провели ночь с приговоренным к расстрелу генералом Батистой...

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter