Сказка венского леса

В настоящее время в ГАИ Беларуси зарегистрировано почти 7 тысяч автомобилей, выпущенных до 1950 года.
Справка «СБ»

В настоящее время в ГАИ Беларуси зарегистрировано почти 7 тысяч автомобилей, выпущенных до 1950 года.

А я селав кабриолет!

Далеко не уехала, но круг почета в роскошном белом «Штайре–220» 1940 года (!) вместе с его хозяином Владимиром Михалевым сделала. Успев–таки захлебнуться встречным ветром и почувствовать себя этакой драйзеровской героиней.

Купил авто Владимир в Волковыске. Почти у всех старинных автомобилей судьбы схожие. После смерти владельцев родственники продают их в частные коллекции.

...Началось все с «Опеля–Капитана». Эта военная реликвия 1940 года досталась соседу Михалева от отца. Владимир увидел ее и не смог устоять. Купил, не думая о том, где хранить и как ремонтировать. Осознание пришло позже, что старинный автомобиль — это не только стильно и красиво, но и слишком затратно. Но остановиться на одном уже было невозможно. Окунувшись с головой в свою страсть, преподаватель мединститута бросился в подработки и все собранные деньги стал вкладывать в «старое железо». Коллекцию из 11 ретроавтомобилей Михалев собирал 10 лет. Ее жемчужина — «Опель–1,8–кабриолет» 1932 года. Гаражи для своих машин хозяин арендует по всему Минску. Вот почему экскурсию, которую он согласился провести для меня, мы совершаем... по гаражным кооперативам.

Ее звали «эмочка»

Истинные ценители прошлого говорят, что современные машины обезличены. Даже названия огрубели со временем. Разве можно сравнить «бумер» или «мерс» с мелодичной «Сказкой венского леса»? Именно так называли австрийский кабриолет, на котором меня прокатили. Он и правда хорош, как легкий чудный вальс. Шикарные кожаные сиденья, летящая навстречу прохлада, запах старины и роскоши. Этот красавец — единственный в Беларуси. А вот легендарных «эмочек», ГАЗ–М1, у нас целых 7. Но это отнюдь не умаляет их достоинств. Как известно, прототипом символа 1930–х годов был американский «Форд».

— С 1936 по 1943 год выпустили около 63 тысяч «эмок», — почти по–родственному называет Михалев свою сверкающую любимицу. — На них ездило партийное начальство, а в начале войны — командиры Красной Армии. Военный корреспондент Константин Симонов, тоже проехавший не одну сотню километров на ГАЗ–М1, даже воспел машину в стихах.

На самом деле, М1 — название сокращенное. Полное — «Молотовец первый», в честь председателя Совнаркома и Совета труда и обороны СССР товарища Молотова, имя которого было присвоено Горьковскому автозаводу. На таких авто разъезжали композитор Исаак Дунаевский, режиссер Григорий Александров, актер Михаил Жаров, певец Леонид Утесов. ГАЗ–М1 дарили героям труда, в том числе прославленному Стаханову, который, кстати, водить машину не умел, поэтому ему выделили и личного шофера. Сегодня «эмки» модно иметь в ретроколлекции. Они есть у Виктора Черномырдина, Юрия Лужкова, Эльдара Рязанова.

— У этой машины нет печки, и зимой окна, чтобы не замерзали, водители натирали солью. Зато в ней никогда не было сквозняков, — Владимир Сергеевич открывает четыре форточки в передних и задних боковых окнах, демонстрируя специальную систему вентиляции салона. Все просто — прохладно, но не дует.

Михалев включает свет в следующем гараже — «Чайка» ГАЗ–13. Интересно, кто из министров сидел в этом элегантном салоне?

— После распада Союза VIP–машины передали службе бытовых услуг. На них возили свадьбы. И неграмотные водители «укатали» их до такой степени, что большинство разрезали на металлолом, — рассказывает хозяин уцелевшего авто. — Из 3.600 на территории СНГ осталось примерно 500 «Чаек».

У Владимира их две. Есть еще старые «Мерседес», «Опель», «Вандерер», БМВ. Переходя из гаража в гараж, можно стать очевидцем технического прогресса прошлого века. Уверена, эта оригинальная коллекция прекрасно смотрелась бы в отдельном павильоне, но пока в Беларуси нет музея техники, а у владельцев уникальных экспонатов нет средств на аренду выставочных площадей.

Геринг тоже любил «Мерседес»

Сейчас почти 600 любителей старинной техники объединились в белорусскую федерацию «Баретро».

— Среди наших членов есть люди, не имеющие ни одной машины, но они увлечены автомобильной историей и культурой. Не зная этого, настоящим коллекционером не станешь, — утверждает председатель «Баретро» Михалев.

Почитатели ретроавтомобилей — особый тип коллекционеров. Они повсюду ищут тематические книги и журналы, по–детски радуются открыткам и фотографиям «с машинками», придают особое значение семантике слов «старый» и «старинный», реставрацию своих раритетов доводят до уровня творчества и приравнивают их ни много ни мало к памятникам науки, техники и истории.

— В Беларуси был «Гроссер–Мерседес», точно такой же, как у Гитлера, и «Мерседес» с именной табличкой Геринга в салоне. Но обе эти машины продали, — досадует Михалев. — Я рад, что мы сохранили «Шевроле де Люкс» Янки Купалы. А вот в подлинности «Победы» Якуба Коласа у меня есть основания сомневаться и полагать, что она все–таки уничтожена.

Трофеям послевоенной Беларуси мог позавидовать любой музей. Та самая машина Геринга принадлежала одному генералу. Он подарил автомобиль сыну, который его и продал. Еще по нашим дорогам ездили 6 «Роллс–Ройсов», в том числе один раритет 1915 года, шикарные «Хорьх–853» и роскошный «Майбах». Такие машины — не просто история, их приравнивают к произведениям искусства. Некоторые из них владельцы просто обменяли на новые «Волги» и «Жигули».

— Когда мы активно продавали раритеты, в Прибалтике их активно скупали. И сегодня там музеи и частные коллекции во многом сформированы за счет экспонатов, приобретенных у соседей–белорусов, — искренне переживает Михалев и показывает мне фотографию еще одного утраченного «шедевра». Крошечный, словно игрушечный, ярко–желтый «БМВ–Дикси», выпущенный в 1928 году, когда–то тоже принадлежал минчанину. Теперь новый хозяин выставляет его на самых престижных выставках, где экзотический автомобиль занимает первые места.

Сегодня основу парка ретроавтомобилей Беларуси составляют «Победы», «Волги» и классические модели «Москвича».

С ветерком

Понять тех, кто не подхватил «вирус ретро» и спокойно расстается с раритетом, можно. На таких машинах не ездят, а выезжают. Подобные прогулки в современном потоке гидравлики и электроники могут оказаться небезопасными. Пройти техосмотр старинному авто, к тому же дошедшему до наших дней без документов, практически невозможно. Легче продать и не мучиться. Для того, чтобы все–таки вывезти старинную машину из гаража, необходимо расстаться со значительной суммой денег, свободным временем, а порой и душевным покоем. Их реставрируют годами, разыскивая «родные» детали повсюду, включая заводы–изготовители. И если БМВ и «Мерседес» до сих пор выпускают запчасти для моделей всех лет, то к горьковским машинам подлинную деталь найти не менее сложно, чем сам автомобиль. Но когда первоначальный облик становится делом чести, хозяева ни за что не хотят упрощать задачу и с юмором относятся к тем, кто готов это сделать.

— Сейчас часто в фильмах пытаются воссоздать прошлое, но не обращают внимания на мелочи. Могут, например, приделать «Мерседесу» бампер от «Победы»! А в картинах о довоенной жизни нередко ездят машины, выпущенные в 1950–е годы, — подметил Михалев.

Кстати, представителей его «автопарка» тоже периодически можно увидеть на экране. Чаще всего для съемок просят ту самую «эмочку», в последний раз она снималась в сериале «Граница». А в изящном «Штайре», кроме меня, разъезжали герои фильма «Леди на день».

Неоднократно Владимиру Михалеву приходится выступать и в качестве эксперта, демонстрируя новоиспеченным обладателям старины порой до половины псевдозапчастей и подделок. Истинную цену раритетной машины определить сложно, потому что, кроме стоимости, она включает совершенно неповторимую ауру прошлого, в которую обязательно окунешься, оказавшись в салоне такого автомобиля. Даже инспекторы ГАИ их останавливают обязательно. Но лишь для того, чтобы получше рассмотреть...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter