Народный мастер из Вилейки создал собственную технологию изготовления бетонных скульптур

Сказка в бетоне

Более 20 лет особый колорит улиц и укромных уголков Вилейки во многом определяют работы скульптора-самоучки Валерия Опарика. У него собственная уникальная техника скульптурной лепки из бетона с использованием металлического каркаса. Благодаря отсутствию стандартной формы каждая последующая работа оригинальна и в деталях не повторяет предыдущую. Валерий — мастер производственного обучения Вилейского государственного колледжа.



Дедка за репку, дети на дедку

Местные жители настолько озабочены чистотой своего городка, что заслужили два международных гранта на развитие в нем сферы коммунальных услуг. Несколько последних лет на улицах начали устанавливать корзины-цветочницы, скульптуры персонажей народных сказок и фруктовые композиции, выполненные Валерием Опариком. 

В городском парке дети осаждают «Репку», становясь непосредственными участниками сказки. Самые шустрые забираются на колени к Дедке и Бабке, дергают за косы Внучку… Наверное, именно здесь, у воплощенных образов сказки, кто-то делает свое первое селфи, а кто-то еще рассчитывает на помощь родителей. Но все давно полюбили эту скульптурную композицию, как и другие объекты садово-паркового и уличного дизайна города…



Рос Валерий в Украине. Поселок Выгода в Ивано-Франковской области с точки зрения географического местоположения действительно находится в выгодном месте. Рядом Татры с ущельями и речушками, ныряющими между скал. Одна из них носит имя Дов­буша, национального героя Украины, который во времена Речи Посполитой боролся за независимость страны. Отец Валерия был строителем. И очень творческим человеком. Он занимался резьбой по дереву, выжиганием, работал с металлом, укладывал в замысловатые узоры по собственным эскизам мозаичную плитку. Она до сих пор украшает фасады общественных зданий в Выгоде и ее окрестностях. Валерий вспоминает, как отец приучал его к оформительскому ремеслу, которое в той или иной степени всегда соприкасается с искусством. Подросток мог подолгу наблюдать, как мозаика сливается в узоры, как металлический каркас заливается раствором, приобретая задуманную форму. Потом молча подключался к процессу. Он освоил две профессии — художника-оформителя и мастера по строительству и эксплуатации автодорог. Обе одинаково пригодились в жизни.

Установка скульптуры «Цмок» на территории Вилейского колледжа.

Имея на руках два свободных диплома, а в кошельке сумму, равную тогдашней студенческой стипендии, Валерий Опарик отправился посмотреть большой мир. В то время вовсю шел парад суверенитетов. Ни о каком распределении речи не было. Работу искал везде, куда заносило природное любопытство и где наличествовали трудовые вакансии его профиля. Основательно же устроился в Минске. На стройках занимался укладкой напольных покрытий с рисунком из элитных отделочных материалов. 

Когда в Вилейке началась реконструкция городского парка, выделили место для детской площадки. Стал вопрос об оригинальном дизайне места отдыха. Чтобы привлекал, будоражил воображение маленьких горожан, был продолжением сказки, услышанной от мамы на сон грядущий. Это Владимир Опарик, тогда уже работник городского жилищно-коммунального хозяйства, предложил вместо дерева использовать в композиции бетон.



Против разрушительного времени

— Да, существуют в Вилейке традиции деревянной скульптуры, есть мастера — резчики по дереву. Но... — Валерий Николаевич делает паузу, чтобы убедительней преподнести преимущества другого материала. — Работая с деревом, ты ограничен стволом. Ну, можно там налепить, приклеить какие-то детали. Но для уличного дизайна это очень уязвимо. Побаловались — отломали… Хотя и не в этом даже дело. Главный беспощадный разрушитель дерева — время. Сколько в Вилейке было деревянных композиций? Все пришлось убрать из-за ветхости. Бетон более устойчив.

Каркас будущей работы варит из металлической проволоки разного диаметра или прутьев. Затем он заполняется бетонной смесью. Застывшее изделие зачищается, грунтуется, покрывается акриловыми составами со светостойкими элементами.



Первой работой мастера в городе стал «Ежик» на «Вильянином хуторе». Есть при въезде в Вилейку такой туристический объект, стилизованный под усадьбу, в которой хозяйничает Вильяна — персонаж легенды о создании города. Здесь в печке блины можно испечь, речную затоку с белыми кувшинками на пароме пересечь. И посетить смешного ежика с розовыми лапками, которые он настроен протянуть желанному гостю. «Ежик» — своего рода проба пера.

Композиция «Репка» — это вторая, уже более масштабная работа Валерия Опарика. На той же детской площадке одна за другой появились «Цыпленок», «Гриб-лесовик», «Машенька и Медведь»… У каждой работы своя предыстория. «Цыпленок» был заказан как объект дизайна детской поликлиники. Потом у заказчика что-то не срослось с финансами. А малая скульптурная форма удачно вписалась в детскую площадку. Вот и стоит теперь желторотый, наполовину проклюнувшийся из скорлупы символ розового и беззащитного детства. 



Совсем недавно поселился на площадке еще один сказочный персонаж — Царевна-лягушка. Скульптура по замыслу должна была быть установлена у пруда. Там ей и место. Но в районной архитектуре переиграли. И теперь двухметровая гостья по своим габаритам нисколько не уступает мощной фигуре Медведя, заботливо прислуживающего Машеньке.

Дворник на пьедестале

— То, что я делаю, — мои детские воспоминания, впечатления, ассоциативное восприятие жизни. А вот о «Дворнике» разговор особый, — делится художник о работе, установленной перед Вилейским ЖКХ. — Он не в пример другим бетонным скульптурам водружен на пьедестал. В руках традиционная метла. Но одет не по-современному. Фартук, картуз, сапоги… Это хозяин двора. Таким он был в давно ушедшие времена. Когда работаешь над скульптурным изображением человека, важно соблюдать пропорции. Они должны быть реальными. Маленькие уменьшают значимость образа, большие создают излишнюю монументальность. Надо просто следовать природе.

Все его работы, особенно в городском парке, без острых углов, комфортны для прикосновений. 

Сегодня Валерий Опарик — мастер производственного обучения Вилейского государственного колледжа. С обустройства территории учебного заведения начался новый виток в его творчестве. Тем более что здесь ему встретился единомышленник — директор Игорь Китиков. Человек с оригинальным творческим мышлением, он стал инициатором многих проектов по благоустройству территории учебного заведения. Благодаря удачному тандему скульптора и руководителя в парковой зоне поселились персонажи белорусского фольклора. Как утверждает Игорь Китиков, персонажи славянской мифологии не менее колоритные, чем античной. 

Дома на кухне — малая мастерская. И, соответственно, малые скульптурные формы. Как ремесленник (такой статус Валерий Опарик предполагает в скором времени получить), он сможет делать выставки, просто продавать свои изделия. Ведь он к тому же мастер импровизации. И может работать с разным подручным материалом. Будь то металл, дерево или соцветье борщевика. 

Валерий любит дарить свои работы, получая взамен мощный энергетический поток от восхищенных его творчеством людей. 

Мария КУЗОВКИНА.

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter