Сказка о золотой рыбке

Необходим четкий механизм контроля за целевым использованием детских пособий
Необходим четкий механизм контроля за целевым использованием детских пособий

В конце прошлого года мне в спешном порядке пришлось пересмотреть собственные взгляды по некоторым, так скажем, жизнеобразующим позициям. Поводом стала командировка по жалобе в Круглянский район: там якобы местные чиновники всячески обделяли вниманием и заботой многодетную семью. Моим естественным обывательским желанием (многие меня поймут) было поставить черствых и бездушных бюрократов на место. Оказалось, однако, что далеко не все чиновники — бюрократы, тем паче черствые и бездушные. Более того, ответственностью, исполнительностью, человечностью управленцев некоторые «беззащитные» граждане успешно спекулируют, а в случае чего укрепляют «оборонительные позиции»... количеством детей. Именно так обстояли дела в ситуации с многодетной семьей из Круглянского района, которой чуть было не удалось сыграть на моем «естественном обывательском желании»: родители живут в основном за счет детских пособий, за квартиру не платят, работать не хотят. Но при этом их аппетиты растут. Слабые попытки районной «вертикали» одернуть зарвавшихся просителей находят «достойный» отпор: «Мы не ради себя стараемся, а ради детей — их у нас 8. Не дадите то, что просим, — будем жаловаться куда надо!»

Исключительно потребительская позиция семьи (отображенная в последовавшей за командировкой публикации «Семья на иждивении») вызвала шквал негодования у таких же многодетных родителей. Спасибо всем, кто высказал (и, кстати, продолжает высказывать — письма идут до сих пор) свое мнение редакции. Кто встал на защиту чиновников и не беспредельных возможностей государства. И кто подтвердил, что спекуляция на господдержке многодетных семей — набирающая обороты проблема. «Что же будет делать государство, если все многодетные перестанут работать? — задает, например, риторический вопрос семья Голодок из Любанского района, в которой воспитывается 4 сына. — Всем оказывать помощь — никаких денег не хватит». «Дети растут, на родителей глядя, — считает Алла Чижик из Несвижского района. И разве кто–то скажет, что она не права? — Они же и видят, что мать–отец нигде не работают, а деньги все равно есть — государство дает. Значит, работать как бы и не надо, можно ведь и «горлом» взять... Хоть у нас в Беларуси и невысокая рождаемость, это не значит, что дело можно поправить одним только количеством. Важно в первую очередь качество генофонда». Но меня, к примеру, очень сильно удивило, что практически в каждом письме есть вроде как вскользь брошенная фраза: «А нам государство ничем не помогает. Да мы и не просим — сами справляемся».

— А просить ничего и не надо. Что положено по закону, государство дает каждой семье, в которой есть дети, — ответила Ирина Чуткова, начальник отдела Министерства труда и социальной защиты, когда я обратилась к ней за разъяснениями: может быть, всяческие преференции многодетным семьям уже отменены, а я об этом не знаю. — Единовременные пособия при постановке будущей матери на учет в женской консультации до 12 недель беременности и при рождении ребенка — это один из первых этапов материальной поддержки семьи. И потом каждая семья, имеющая ребенка до 3 лет, ежемесячно получает пособие. Разница только в его размерах. При рождении в семье третьего и последующих детей сумма пособия увеличивается многократно.

На детей старше 3 лет пособие начисляется уже исходя из размеров ежемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи (например, в 2004 году пособие в полном размере выплачивалось семье, где среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышал 77,316 тысячи рублей, половина пособия — при среднедушевом доходе 103,088 тысячи). Освобождение многодетной семьи от уплаты земельного налога, налоговые послабления работающим родителям, льготы при воспитании детей в детских садах, бесплатные лекарства (до 3 лет) и бесплатный проезд (до 7 лет), субсидии по оплате за коммунальные услуги, привлекательные условия для строительства жилья — это лишь малая толика «неприметной» поддержки многодетных семей государством.

— Сегодня примерно за 670 тысяч де
тей родители получают пособие. Как правило, это многодетные семьи, — рассуждает Ирина Чуткова. — Другое дело, что у нас достаточно часто родители или совсем не прилагают никаких усилий, чтобы содержать и воспитывать детей, или работают в теневой экономике (то есть не платят налоги, взносы на социальное страхование и в пенсионный фонд), но при этом хотят от государства все иметь...

«Довольно распространенная картина, — словно угадав ход нашего разговора, написал в редакцию отец четверых детей Александр Матошко из Россонского района. — Безусловно, забота о многодетных семьях должна иметь место. Но нельзя доводить заботу до абсурда. Вот вам то, что положено по закону, остальное, будьте добры, заработайте сами».

— Естественно, мы пытаемся совместить интересы государства и семьи, тем более что возможности для материальной помощи у государства не беспредельны. Поэтому для начисления пособия на детей старше 3 лет, помимо совокупного дохода, вводится условие, при котором в полной семье отец в году, предшествующему году обращения за пособием, отработал не меньше 6 месяцев (или же состоял на учете в службе занятости обязательно с выплатой пособия по безработице), — комментирует письмо нашего читателя Ирина Чуткова. — Только из этих фактов видно, что родители предпринимали какие–то усилия, чтобы самостоятельно обеспечивать семью. Но проблема–то этим не решается. Можно предоставить все необходимые сведения, а при этом «детские» деньги банально пропивать... К сожалению, пока профилактика иждивенчества за счет детей остается на совести самих родителей...

Дабы усилить звучание слов Ирины Чутковой, процитирую выдержку из письма Аллы Чижик: «Я бы посоветовала таким родителям прочитать еще раз сказку о золотой рыбке, вспомнить, чем там дело закончилось...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter