Сказка о золотом петушке

Есть в Беларуси заповедные места, где добро творит чудеса
Есть в Беларуси заповедные места, где добро творит чудеса

...Увенчанный роскошно-алым гребнем красавец петух был, конечно же, не золотым, а, как и полагается породистому представителю своего племени, переливался всеми цветами радуги. Оказавшись в центре внимания, тотчас же стал горделиво позировать: как истинный рыцарь, подозвал к рассыпанной горсти зерна несушек и грациозно поднял вверх лапу с крутой шпорой.

Проживающего в красивом теремке вместе со своим пестрым гаремом петуха здесь обожают. Равно как и перепелок, которых, правда, недавно умудрилась умыкнуть в лесную чащу повадившаяся сюда ласка.

Чувства обитателей берендеева царства, от которого до Минска рукой подать, понять можно: тут и впрямь райский уголок. Природно-рукотворный: с теплыми бревенчатыми избушками, обнесенными плетнями клумбами, декоративным колодезным срубом с журавлем.

Вся эта земная благодать посреди леса имеет конкретное название: центр активной реабилитации инвалидов. Создатель и руководитель его Валерий Коломиец еще летом приглашал к своим пенатам - но выбраться удалось лишь в предрождественский денек.

Так вышло - гостями в этот день мы были не единственными. В Колодищи приехали и партнеры Коломийца из России - первый заместитель начальника управления социальной защиты населения Центрального административного округа Москвы Александр Елёхин и президент фонда "Филантроп" Геннадий Аничкин.

- Разработанная в Беларуси методика реабилитации уникальна. Мы учимся у вас и не считаем зазорным в этом признаться, - Геннадий Аничкин не скрывал воодушевления. - Когда мы рассказываем нашим специалистам, что под Минском инвалиды на колясках собирают грибы, ловят рыбу и даже катаются на лошадях, нам вначале не верят: сказки, мол. Но те, кто здесь прошел курс реабилитации, вернувшись в Москву, вдруг начинают демонстрировать чудеса - танцуют вальс и румбу. И не на паркете, где коляской управлять легче, а на арене цирка Никулина, как было во время последнего мероприятия, куда мы пригласили две тысячи детей. Огромный зал, огромное напряжение танцоров - и улыбки на лицах! А ведь начиналось нередко с того, уж простите за откровенность, что матери больных детей приходили к нам и признавались: от отчаяния готовы включить газ, чтобы не мучиться со своим горем. Я только один пример приведу - с Артемом Чернышовым. В Москве девятилетний мальчик не умел держать ложку, а здесь за две недели научился танцевать. Ну как не поддержать такую программу! Мы уже приобрели 6 специальных колясок для танцев, а стоимость их немаленькая - каждая на 2,5 тысячи долларов потянет.

Слушая Геннадия Викторовича и подключившегося к диалогу Александра Викторовича, увлеченно перечисляющих увиденные в нашей стране чудеса, я легко представила картину: приехавший в Колодищи девятилетний Артем с восторгом первооткрывателя наблюдает, как приходят из расположенного по соседству бора на ухоженные грядки лакомиться молодой капустой осмелевшие до беспредела зайцы. Кормит с руки доверчивого кролика и задиристого петуха с наседками. И совсем-совсем расхрабрившись, под чуткой опекой инструкторов, таких же, как сам, "колясочников", не боится выпасть из своего "транспорта" во время танцевальных тренировок.

Воодушевленные белорусским опытом москвичи решили провести в сентябре будущего года международный фестиваль искусства и спорта "Темп". Впервые в истории Беларуси, России и Украины - в Евпатории. Так сказать, трехсторонний, потому что двусторонний, белорусско-российский, состоялся еще 4 года назад - в Вискулях. Колонна автобусов с участниками необычного действа проехала от Бреста до Москвы, демонстрируя в каждом городе свое танцевальное искусство на колясках - чем не урок для политиков, чтобы те также учились дружить странами-домами.

Пока московская депутация решала с Коломийцем деловые проблемы, мы прошли в одну из бревенчатых горниц, рассчитанную на 8 человек. Стали знакомиться. Алексей Горчаков и Аня Жукова встретились в центре. Алексей родом из Полоцка, попал в аварию на мотоцикле, будучи второкурсником училища. Приехавшая в центр из Борисова и успевшая освоить коляску Анечка помогала ему адаптироваться. Кончилось тем, что в 2002 году они расписались. После свадьбы Лешка, категорически отказывавшийся кружить в коляске разные вальсы-бостоны, вдруг захотел танцевать. Супруги считаются в Колодищах заправскими инструкторами. Что это значит? А вы думаете, просто освоить еще недавно бывшему здоровым человеку управление, пусть и самой современной, инвалидной коляской? Это ж целая наука, как правильно на ней рулить по дорожке, вписываясь в повороты, взбираться по ступенькам и на пандус, раскатывать во время готовки у кухонной плиты. А еще они учат друг друга, как справиться без посторонней помощи с пуговицами личного гардероба и с... приступами депрессии. Пережив общую боль, они хорошо понимают друг друга.

В Колодищи нас привез на своей машине Виктор Лемешкевич, бывший монтажник из Новополоцка. Честно признаюсь: расслабившись при виде того, как ловко он управлялся на столичных улицах со своим "гольфиком", я пропустила момент высадки водителя из авто. Только что сидел за рулем, а вот уже за забором центра показывает дорогу в дом, сидя в коляске.

- А что тут такого? - удивился он моему комплименту. - Вплотную припарковался к стоящей на дворе коляске и перебрался в нее.

- Ну а она ж настыла на холоде, - посетовала я.

И услышала в ответ то, что совсем не походило на плач в жилетку:

- При той травме позвоночника, что у меня, чувства холода пораженной поверхностью мы не испытываем.

С достоинством знающего себе цену мужчины он рассказал, как упал во время работы с высоты, как друзья-коллеги были уверены, что от жалости к самому себе начнет прикладываться к рюмке. И как он не оправдал их опасений. А вот теперь, оказавшись в центре, тоже собирается соединить свою судьбу с девушкой Люсей.

- Думаем построить свой дом, - поделился он планами. - Именно дом, потому что с квартирой в многоэтажке все-таки будет много проблем. А так - выеду во двор, пересяду в автомобиль и решу любую задачу.

А ведь получится у них с Люсей задуманное, точно получится. Недаром же умелица Люська умудрялась нынешним летом набирать аж по 60 боровиков в день!

Как, думаю, все хорошо сложится и у ее тезки - Людмилы Волчек, бывшей спортсменки-легкоатлетки. Люда после успешных соревнований за рубежом купила на радостях телевизор и видик, а когда с приемом телепередачи что-то не заладилось, сама полезла на крышу общежития поправлять антенну. Поскользнулась, упала - в итоге инвалидная коляска. Но спортсмены - люди, как известно, упорные: девушка регулярно тренируется, уже научилась ловко скакать на коляске по ступенькам, летом плавает в реке и верит, что вернет ногам былую подвижность.

Вера творит чудеса - и это истинная правда.

Ребята участвуют в мировых чемпионатах по танцам на инвалидных колясках, и четвертый раз подряд белорусские представители привозят с этих соревнований золотые медали, а также прочие дипломы-награды - для коллекции, украшающей стены здешнего музея.

- В 1998 году, когда повез своих воспитанников на первый чемпионат мира в Японию, думал хотя бы порадовать их, - рассказывал Валерий Коломиец, имеющий, кстати, звание заслуженного тренера Беларуси. - А после выступления смотрю - засуетились японцы, белорусский флаг несут. Неужто, думаю, наши до "бронзы" дотянули? А тут объявляют: "золото"!

В центре хранят видеофильмы всех своих достижений. Что тут скажешь - завораживающее зрелище. Какие труды и усилия стоят за этой красотой-грацией - рассказ особый. Но не такие собираются здесь люди, чтобы вышибать слезу. Деньги на свое содержание научились зарабатывать сами: шьют медицинские халаты, куртки, держат подсобное хозяйство. А еще есть расположенная в Минске стоматологическая клиника, позволяющая окупать социальные затраты. Международные спонсоры также помогают, но в центре не выпрашивают помощь, как подаяние, а умеют заслужить, как награду за мужество. Родному государству также благодарны - за то, что в 1991 году выделило для центра около 10 гектаров земли. Пусть покрытый бороздами от танковых гусениц полигон, на котором даже трава не росла. Но все же отдали предпочтение гуманитарному проекту, а не строительству самого крупного в стране асфальтобетонного завода. Есть у здешних руководителей вкупе с обитателями одна мечта - протянуть сюда двухкилометровую газовую веточку, потому как отопление керосином центру недешево обходится.

А в таком месте, как это, людям во всех смыслах должно быть тепло.

Иначе у сказки про золотого петушка получился бы не очень душевный конец.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter