Сказка - ложь, да в ней намек

Из ничего рождается только пустота.
Из ничего рождается только пустота. Все остальное имеет под собой реальную основу. Даже сказка. Сначала что-то происходит, а уж потом на этой почве возникает сказание. Сказочные персонажи фантастичны, они обладают волшебными навыками и умениями. Тем не менее когда-то давным-давно прототипы сказочных героев населяли славянскую землю.

Откуда есть пошла Баба-Яга на земле славянской

Разгадка сказочной гиперболы началась с археологов. Именно они при раскопках курганов X века обнаружили небольшие деревянные домики, которые стояли на столбах-лапах, т.е. на пнях деревьев, а вокруг шла кольцевая ограда из шестов. На шестах найдены человеческие черепа. Совсем как в сказке о Бабе-Яге. Получается, не случайно многочисленные Иваны-царевичи при виде ограды замирали от ужаса: "И только один кол был пустой. Уж не моей ли он головы дожидается?" Предназначались данные деревянные срубы, или домовины, для погребального обряда. В них покойников сжигали или просто оставляли.

Стоит допустить, что в одном из таких домов-гробов поселилась, презрев естественное отвращение, некая женщина. Вполне живая, но все-таки не от мира сего. Служила какому-то своему божеству: собирала травы, разговаривала с животными, совершала положенные магические обряды и, видимо, пыталась общаться с потусторонним миром. Точно мы этого не знаем. А Иван-царевич знал. Он знал, что дом-гроб одной стороной обращен в царство мертвых, поэтому его нельзя обойти, как бы он ни был мал. Есть граница, невидимая глазу черта, которую живой человек переступить не может. И он произносит заклинание: "Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом".

Впрочем, не все исследователи считают жительницу домовины - Бабу-Ягу - человеком. Экстрасенсы признают в ней сущность низшего астрала. Эти сущности, как известно, бесплотны, не зевают, не смеются, не пахнут. А Иван принес с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди. И это было первое, что почувствовала Баба-Яга: "Фу! Что-то здесь человечьим духом пахнет!" Дальше-больше: Иван вовсе не проголодался, а напоить-накормить его он просит только для того, чтобы доказать Яге, что он ее не боится. Это давняя история, еще со времен греческих мифов: живые люди не должны пробовать пищу мира мертвых, иначе сами к ним присоединятся. Получается, наш Иван знал какой-то секрет, поэтому смог с аппетитом отобедать.

Сказание о Бабе-Яге устно передавалось из века в век, и какие-то детали при этом менялись. Постепенно Яга все больше теряла облик древней ведуньи-ведьмы и становилась покойником, нежитью. Вот и неприятность у нее с ногой случилась: осталась одна кость, без мышц и кожи. Передвигаться на такой ноге было трудно, и Баба-Яга попробовала летать в ступе.

Что же это за предмет?

В X веке славяне заворачивали умерших в бересту, а через 200 лет, в XII веке покойников стали хоронить в долбленых колодах - ступах. Кстати, гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. И на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших. Отсюда и выражение "дуба дать".

Баба-Яга, хоть и низшая сущность, а Иванам, как правило, помогает. По-своему, конечно, не без кокетства, но обеспечивает царевичей могучими конями, волшебными мечами и прочей амуницией. А то и дочь свою замуж за наследника царского престола отдаст. Правда, потом пожалеет об этом и за молодоженами гонится. Но дочки у такой матери и сами не промах - помогают супругу отбиться. И уезжают с суженым в далекие края мед-пиво пить. А Баба-Яга остается одна-одинешенька. Тут-то она и вспоминает о своем друге - Кощее Бессмертном.

Кощей Бессмертный в амплуа героя-любовника

Историки считают, что в древних мифах протославян Кощей - это царь преисподней, ада. Славянский Аид. То-то он такой худенький, скелетообразный. Славянское "кощюнить" - означает "колдовать, вещать". А употребляемое нами слово "кощунство" первоначально означало "надругательство над христианской святыней".

Кощей пусть не молод и не обаятелен, зато богат и здоров (почти бессмертен). Однако он не весел, чахнет над своим золотом. А все потому, что Кощей влюблен в Марью Моревну, чужую невесту. Это вам не Змей Горыныч, которому каждый месяц новую девушку подавай на обед или для женитьбы. Кощей-однолюб, из раза в раз похищает одну только Марью и даже доверяет ей секрет своей смерти. Царевна тут же раскрывает его бой-френду Ивану, и Кощей погибает. От любви. Романтично.

Загадочный парень Змей Горыныч

Определенного мнения здесь нет. Несерьезно утверждать, будто это последний из оставшихся в живых птеродактилей (а такая гипотеза существует), повадившийся поедать славян. Современная наука утверждает, что птеродактили вымерли тогда, когда славян еще и в проекте не было. Чаще всего Змея Горыныча трактуют как некий собирательный образ племен печенегов, которые налетали, жгли, убивали, грабили и отступали. Еще есть версия о Змее - древнем божестве.

Царевна-лягушка, в замужестве - Василиса Прекрасная

Казалось бы, откуда взялась у красивой девушки такая странная привычка - превращаться в малосимпатичное земноводное?

Расшифровывается все это ни много ни мало, как слиянием индоевропейцев - славян и финно-угров - мерян. Иван-царевич - славянин, братья его соответственно тоже славяне и женаты на славянках. А стрела Ивана упала в болото и вернула ему ее девица-мерянка. Вся страна мерян - это болота и глухие леса. Они молились богине природы, оживляющей воды и леса, повелевающей птицами и буйными ветрами. Их женщины носили серьги, бусы и подвески с лягушачьими лапками. Видимо, Ивану в жены досталась предводительница клана мерян или девица-шаманка, что и отразила сказка.

Высокие терема царских дочерей

"А в ту пору царский указ вышел: "Будет сидеть Настасья-царевна в высоком-высоком терему у резного окошечка. Кто из добрых молодцев сможет на скаку поцеловать ее в уста сахарные, тому царь свою дочку в жены и отдаст". Что за непонятный ритуал? Почему симпатичная девица, имеющая в качестве приданого корону на царство, не ищет себе мужа более традиционным способом?

Может быть, Настасья вообще не хочет замуж? Правильно, не хочет. Замужество лишит жизни ее отца. Но он уже стар, нужен новый царь. Что же, у Настасьи нет братьев? Есть и, как водится, сразу трое. Только все они отправились в дальние страны добывать себе корону на царство посредством поцелуев в сахарные уста. А все потому, что сказка эта времен матриархата, точнее, его отголосков. Наследуют власть и имущество еще женщины, а правят уже мужчины. Если допрыгнут.

Дальше сказка живописно распространяется о том, насколько высок, практически недосягаем для простого смертного терем. Зачем задавать невыполнимую задачу? Затем, что царь ищет в мужья своей дочери не просто ловкого наездника сродни цирковому акробату. Ему нужен зять, владеющий магией, только она и непобедима.

Нашему Ивану повезло - он на короткой ноге с Сивкой-буркой, поэтому до царевны с легкостью долетает, а она в ответ припечатывает его (до крови!) своим перстнем, мол, чтобы потом на пиру узнать.

Большинство из нас осведомлено, в чем суть свадебной церемонии, проходящей в загсе и в церкви. А как женились до появления этих институтов? На крови друг другу клялись. Жениху и невесте делали надрезы на безымянном пальце (там, где у нас сейчас обручальное кольцо), а то и на лбу, капли крови смешивались и добавлялись в вино брачующихся.

Поэтому наша героиня Настасья вовсе не садистка. Она таким образом говорит Ивану, что помолвка состоялась.

Сказки родились из мифов, легенд, языческой религии, первобытных обрядов эпохи энеолита и бронзового века, они порождены особым миропониманием наших предков. Мы, современные читатели, не всегда их понимаем и считаем, что детали просто выдуманы, а для жителей каменного века эти самые детали были руководством по выживанию в диком, дремучем лесу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter