Претендующие на занятие политикой должны уметь подбирать слова

Скажите правду

Не нами замечено, что история развивается по спирали и, следовательно, некоторые события повторяются.
 

А уж в виде фарса или трагедии — это как получится. Вот и кампания “Говори правду” хочет не просто зарегистрироваться в Министерстве юстиции как политическая партия. Это непросто, это надо себя где-то организовать, в чем-то ограничить, но взамен просматриваются и перспективы. Например, полноценного участия в жизни общества, включения в культурную политическую дискуссию, цивилизованной конкуренции за голоса избирателей. Плохо это? Наоборот, хорошо. Вот только смущает, что это будет, как говорят лидеры кампании, “партия нового типа”. Ведь первая такая партия уже появилась более ста лет назад, и Минск, где, напомню, есть Дом-музей I съезда РСДРП, сыграл в этом определенную роль. То есть история повторяется? Не шаг ли это вперед одновременно с двумя шагами назад?

“В каждом регионе должна появиться своя Татьяна Короткевич”, — говорит сопредседатель организации Андрей Дмитриев. А всего их таких нужно сто. Станут ли для достижения целей лидеры кампании пользоваться новейшими достижениями науки и, в частности, биотехнологиями, не ясно. Будет ли это считаться очередным инновационным проектом, тоже не понятно. Но зато мечта Дмитриева “выдвинуть 500 кандидатов в Советы разных уровней” на местных выборах с такими подходами может обрести реальные черты. Будут ли это черты той самой Татьяны Короткевич — покажет будущее.  

Политика — это умение вести борьбу абсолютно всеми имеющимися в распоряжении средствами, легальными, разумеется. Вот как, например, оппозиционный кенийский депутат Миши Мбоко убеждает своих сторонниц повлиять на мужей, чтобы те зарегистрировались на будущих выборах: “Женщины, отказывайте им в сексе, пока они не покажут вам свою карту избирателя. Это лучше всего”. В Кении такая политическая практика вообще, что называется, поставлена на поток: когда в 2009 году разгорелся конфликт между Мваи Кибаки и Раилой Одингой (оба — мужчины, президент и премьер-министр соответственно), то женщины-активистки провели недельную секс-забастовку, чтобы его закончить. Нам здесь трудно понять, как одно могло повлиять на другое, но это и есть национальные особенности политической жизни, неизбежно присутствующие в каждом социуме. И наш — не исключение. Это нужно учитывать всем, кто хочет ответственно заниматься политикой.

Так нужны ли стране сто Татьян Короткевич? Скажите правду.

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter