Пока вы читаете этот номер, у кого-то решается судьба: в эти дни выпускники вузов определяются с первым рабочим местом. Мы подежурили в коридорах Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. И в очередной раз убедились: распределение – это совсем не страшно.
Будущий педагог-психолог Вадим Воронович распределился в Борисов, чему искренне рад
Первыми в университете направление на работу получили выпускники Института инклюзивного образования. В этом году на 96 «распределенцев» – 112 заявок от потенциальных нанимателей, вводит в курс дела директор ИИО Вера Хитрюк:
– Очень много персональных запросов, когда студентов просят направить по их нынешнему месту работы. Да-да, не удивляйтесь: многие из наших ребят уже трудятся по специальности. Чтобы они могли совмещать учебу с работой, переводим их на индивидуальный график посещений. Что касается остальных, то чаще всего студенты просят распределить в Минск, Минский район или поближе к дому. Хотя бывает и по-другому: к примеру, в прошлом году девушка из Гродненской области выразила желание уехать в Гомель. «Подальше от родителей. Хочу быть самостоятельной», – лаконично объяснила она.
Вера Валерьевна спешит присоединиться к комиссии по распределению, а мы с фотографом выходим в коридор – послушать, о чем беседуют студенты за пять минут до. И хотя две недели назад в институте уже было предварительное распределение, на котором решилось, кто куда поедет, ребята, собравшиеся под дверями аудитории № 42, все равно немного нервничают.
– А что говорить комиссии? – спрашивают девочки-отличницы из первой пятерки (место в очереди зависит от рейтинга: чем выше средний балл – тем больший у тебя выбор. – Прим. «ЗН»).
– Для начала скажите им: «Здравствуйте!» – шутит будущий учитель-логопед Алексей Барехов, который распределяется одним из первых. Алексей – минчанин, отрабатывать планирует по месту жительства – в Первомайском районе:
– Пока не знаю, в какое учреждение направят – в детский сад или, может быть, в школу. Второй вариант нравится больше: чем старше дети, тем проще мне находить с ними общий язык. Хотя и малышей тоже не испугаюсь.
И хотя на предварительном распределении уже решилось, кто куда отправится, студенты все равно волнуются
* * *
– …В крайнем случае получишь права и будешь ездить на работу на машине, а жить – в городе, – успокаивает Алина Тарасова подружку, которая боится быть «командированной» в сельскую школу. Сама Алина так и сделала: чтобы вести занятия в Заславской СШ № 1, куда она устроилась еще в ноябре, сдала на права и теперь курсирует между работой и университетом, никуда не опаздывая.
Алина трудится учителем-логопедом – помогает добиться чистой речи малышам из первого и второго классов. В школе ей довольны, и персональный запрос на распределение тому доказательство.
– Я решила не ждать окончания института и начать погружение в профессию заранее. Несмотря на большую загрузку, с учебой проблем нет, средний балл – 8,3. У нас в институте работающим студентам предлагают перейти на индивидуальный график посещений, это очень удобно. Если знаю, что буду вынуждена пропустить занятие, стараюсь предупредить преподавателя и попросить задание для отработки.
* * *
Ожидая, пока комиссия пригласит в аудиторию новую партию «распределенцев», заводим small talk c Ангелиной Ракецкой. Девушку распределили в ее родной район – Молодечненский. И она рада: Молодечно – город большой, современный. Здесь и театр, и аквапарк, и ледовая арена. Но самое главное – есть жилье, а значит, не нужно заселяться в общежитие или снимать квартиру.
– Если честно, я довольна. А в Минск всегда успею вернуться.
* * *
– Ни пуха ни пера! – напутствуют подружки Анну Фрейток, которая через пару месяцев станет дипломированным тифлопедагогом – специалистом, работающим с детьми с нарушениями зрения. Впрочем, у Анны все уже давно решено: почти год студентка трудится в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района Минска, сюда же и распределилась.
Место в очереди зависит от рейтинга: чем выше средний балл – тем раньше ты предстанешь перед комиссией
– Работаю с детьми, которые имеют множественные нарушения в развитии. Это требует не только специальных знаний, но и большого терпения: мы с ребятами можем по полгода учиться держать в руках ложку. Не скрою: в первые месяцы работы было очень тяжело, перед глазами все время стояли мои маленькие воспитанники. Со временем научилась переключаться, иначе так и выгореть недолго.
* * *
Следующие на очереди – выпускники Института психологии БГПУ имени М. Танка. Пока студенты выстраиваются в очередь перед аудиторией, к ним присматривается социальный педагог Новопольского государственного аграрно-экономического колледжа Светлана Вратковская. У нее здесь важная миссия – пригласить в Новое Поле педагога-психолога:
– У нас отличный коллектив. Молодым специалистам предоставляется общежитие. Ну, кто готов принять предложение?
– Расскажите-ка подробнее, – обступают гостью будущие психологи.
А мы с фотографом спешим ретироваться – кажется, мы здесь лишние.
krupenk@sb.by