Должны ли дети смотреть за престарелыми родителями

Скажите, дети, кто в ответе?

В Витебске только что завершился необычный судебный процесс. Престарелая мать добилась от сына выплаты алиментов на ее содержание. Живя в одной квартире, отпрыск пенсию родительницы пускал на «жизненно» необходимые нужды — алкоголь, продукты. При этом о квартплате забывал. Суд вынес справедливое решение — обязал того каждый месяц давать на содержание матери по две базовые. Обоснованно. Справедливо. Но стыдно.

Анализирую эту ситуацию, не перестаю удивляться — память у иных хомо сапиенс, как у аквариумной рыбки. Быстро почему-то забывают, что именно родители дают нам заботу, любовь, тепло. Если подобные категории не аргумент, пожалуйста, есть и более прагматичные — дом, деньги, образование. Да, согласна, у взрослых детей со временем появляются обстоятельства: своя семья, дела, работа. Поэтому все чаще на просьбы «сынок, загляни в гости» мать слышит «в другой раз, тут дел невпроворот, машину обслужить нужно, а на работе сдать квартальный отчет». Но представьте иную ситуацию. Просите у мамы посидеть с внуком, а она вам в ответ: «Прости, доча, но у меня клубника на огороде сохнет, да и дел дома полно». Задевает.

Интересен в этом отношении опыт Китая. У большинства пожилых нет пенсий, пособия получают только госслужащие и некоторые инвалиды. За стариками ухаживают их дети и внуки. По закону они обязаны не только содержать своих родителей, но и чаще с ними общаться. Не хочешь или не можешь, разговор короткий — плати штраф.

Наше законодательство в этом плане более лояльное. Однако отношения между детьми и родителями все же регулируются. В Кодексе о браке и семье прописано, что чадо обязано содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Правда, вторые могут претендовать на финансовую помощь от ребенка только тогда, когда он станет взрослым и будет работать, а его мать и отец перейдут в разряд нетрудоспособных и нуждающихся в помощи.

Хорошо, что подобные неуставные отношения прописаны законодательно — есть какая-то подушка безопасности для стариков. Но мне всегда  грустно, когда вопрос «должен ли ребенок помогать больной матери?» доходит до суда. И чаще рассматривается в таких случаях финансовая сторона. Но столько ли нашим родителям нужны деньги?

Помню, как моя мама-сельчанка, имея большое хозяйство, по три раза в день бегала к лежачей соседке: после инсульта ту парализовало. Топила ей печку, готовила еду, меняла, простите за подробности, подгузники. При этом у несчастной были дети. Шестеро… А доченькой она называла мою маму. Что это, тотальная нехватка времени? Нет, кажется, черствость со стороны своих кровиночек.

Кто-то заметит – значит, так воспитала. Но неужели у всех шестерых разом отсутствует чувство ответственности за человека, подарившего им жизнь? Можно ли с самих детей снимать обязанность приглядывать за беспомощными родителями?

В одной из командировок в Чаусском районе побывала в Рестянском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Красиво, чисто, аккуратно. Свой тренажерный зал,  отремонтированные комнаты. В одной из них заметила одинокую бабушку, которая старательно вывязывала спицами шерстяные носки. Оказалось, для сына. По ее рассказам, он самый лучший: работает в крупной строительной фирме, ездит на дорогой машине. Одним словом, большой начальник. Не забывает каждый месяц перечислять маме деньги. Не сын, а золото. А на тумбочке тем временем лежало еще десять пар вязаных носков…

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter