О жутких травмах спортсменов

Скажи спасибо, что живой

Нам иногда кажутся излишне пафосными и наносными выражения о том, что современный спорт — это настоящая война. И если хочешь в ней победить, то должен быть готовым к рискам. И риски эти — не просто возможность порезать пальчик. Ставки куда серьезнее: остаться здоровым, а иногда и просто живым.
Только оперативность и высокий профессионализм врачей спасли Рихарда Зедника.

Смерть на спортивной площадке, будь то футбольное поле или боксерский ринг, — не такое уж редкое явление в последнее время. И уж совсем часто (едва ли не каждый день) приходится встречаться с жуткими травмами, которые ставят под угрозу карьеры спортсменов и их будущее в целом. В среду на льду “Минск-Арены” хоккеисты “Динамо” рубились с уфимским “Салаватом Юлаевым” (увы, наши уступили — 2:4), а за день до этого в Омске состоялась маленькая и незаметная миру, но настоящая драма для отдельно взятого человека и поклонников клуба “Авангард”. Ведущий нападающий омичей Николай Лемтюгов прямо со льда попал в реанимацию местной больницы. Форвард получил травму в середине второго периода, столкнувшись за воротами соперника с защитником гостей Александром Липиным. Это было совершенно банальное и ничем не примечательное игровое столкновение, без умышленной грубости, коих за матч бывает несколько десятков. Но закончилось все печально — хоккеисту удалили селезенку, которая порвалась после сильного удара в живот. Угрозы жизни, к счастью, нет, но вот возвращения игрока на лед в ближайшем будущем ожидать не стоит. Более того, вообще есть сомнения, сумеет ли Лемтюгов продолжить карьеру.

Впрочем, нет ничего невозможного. И тому есть немало примеров. Словак Рихард Зедник в 2008 году оказался на пороге жизни и смерти. Форварду “Флориды” распороли сонную артерию в игровом эпизоде матча с “Баффало Сейбрз” — Олли Йокинен случайно полоснул остро отточенным лезвием конька по горлу партнера по команде. Зедник потом вспоминал: “Помню, как в голове проскользнула мысль — увижу ли я, как будет расти моя

4-летняя дочь?” Повезло — увидел. Благодаря оперативности и высокому профессионализму врачей нападающего спасли. А через несколько месяцев Зедник снова вернулся в основу “Флориды”.

Нечто подобное случилось и с нашим Михаилом Захаровым, одним из лучших белорусских нападающих и тренеров, во время его выступления за океаном. Он дежурил на пятачке, закрывая обзор голкиперу. А шайба, будто из пращи пущенная своим же защитником (средняя скорость порядка 120 километров в час), как пуля вонзилась Захарову прямо в глаз! Раскрошенную, словно сжатое в кулаке печенье, скулу в Нью-Йоркской клинике микрохирурги собирали 7 часов, вшив в голову три металлические пластины. Говорят, что когда супруга увидела Михаила после операции, упала в обморок — это было страшное зрелище. Но уже через месяц нападающий собрал баул и рванул на родину, в Беларусь. И вскоре сыграл в составе национальной сборной на чемпионате мира.

Неприятности поджидают нас за каждым углом. Хорватский голкипер БГК имени Мешкова Иван Пешич, признанный лучшим вратарем Лиги чемпионов на прошлой неделе, попал в передрягу на заре карьеры — в 20 лет, когда выступал за венгерский “Веспрем”. В феврале 2009-го в ночном клубе города на игроков команды, отмечавших рождение у одного из них сына, напала пьяная компания. Драка была жестокой: румына Марина Козму убили ударом ножа в сердце, серб Зарко Сесум получил тяжелые травмы головы, а Пешич попал в реанимацию с колотой раной живота — пришлось удалять почку. О тех событиях Иван вспоминать не любит: “Первый год было реально сложно. Поначалу я был ни на что не способен. Одна почка не справлялась. Я проходил терапию. Не мог делать физические упражнения три месяца. Это долго. Самое ужасное, я не знал, смогу ли вообще играть в гандбол”. Но он смог, являясь сегодня оплотом брестского клуба и одним из лучших вратарей мира.

Берегите себя и верьте в свои силы.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter