Скажи мне правду, "Растаман"...

У каждого поколения — свои способы эпатировать публику. «Они торчат от рэпа и чем-то пудрят носы, они не такие, как мы», – с ностальгией по бесшабашной юности поет Андрей Макаревич, который сам когда-то был «не таким» на фоне «правильных» юношей и девушек с комсомольскими значками. «Они» – нынешние подростки — ходят с «дредами» (африканскими косичками) на голове, сутками слушают непонятную взрослым музыку или «зависают» в компьютерных клубах… Даже лексика у них своя – непосвященным в смысл беседы вникнуть сложно.
«Джонс, у тебя нет ничего «растаманского» послушать?» — услышала я как-то на лестничной клетке беседу двух приятелей и даже спустилась этажом ниже, чтобы посмотреть на этого самого Джонса. Им оказался соседский 15-летний Серега, к которому заглянул приятель Джей Си (тоже компьютерный ник), а на самом деле – Виталик. Спрашиваю, что они имеют в виду под термином «растаманский»? Снисходя к моей безнадежной отсталости, мне отвечают, что «это, например, Боб Марли, но вообще-то это сложно объяснить в двух словах – чувствовать надо…». Условно молодых от 13 и до 20 можно разделить на несколько больших и малых «групп по интересам», ценностям, нормам поведения. Начнем, пожалуй, с «гопников», именующих себя «правильными пацанами». Они агрессивны, основные интересы (как я поняла) – напиться и набить кому-нибудь морду, а за неимением кого-нибудь – друг другу. Одежда спортивного стиля, короткая стрижка, в музыке слушают все, что, как им сказали, «круто». Между собой исповедуют ряд негласных нормативных правил (как должен вести себя «правильный пацан»). «Геймеры» — те, кто «зависает» в компьютерных клубах и дома у «компа» сутками напролет. Это уже ближе к болезни. Свой язык, свои интересы. Выделяются среди остальных красными глазами (от ночей перед монитором). Не путать с «растаманами». На вопрос, почему у «растаманов» глаза красные, меня отослали за консультацией к наркологу. А еще сказали, что «серьезных «растаманов» у нас почти нет, но есть их культура». Изначально культура «растаманов» — это возрожденный и осовремененный африканский древний культ Льва: подражание энергии животного, «грива Льва» — «дреды» и особая музыка. Стиль панков и «панкующих» — это направление на дезорганизацию. Свобода от условностей, анархия. На голове – зеленые и оранжевые «ирокезы» и другие шокирующие прически, в одежде — грязные и вызывающие, в музыке – панк-рок. Временами им достается от «гопников», как и «растаманам», поэтому поневоле приходится маскироваться. Интересно, что наши панки здорово отличаются от западных. На Западе они придерживаются левых взглядов, презирают материальные ценности и пропагандируют жизнь в коммунах. У нас панки в левую сторону и не смотрят… И самый, пожалуй, организованный мир – во всяком случае, по мнению моих собеседников – рэперы. Дутые болоньевые жилетки, бейсболки набекрень или вязаные шапочки, широченные длинные штаны и кроссовки с длинными языками. Так выглядят поклонники рэпа. Это не просто музыка, она — двигатель обширной молодежной субкультуры. Хип-хоп культура включает в себя граффити, брейк-данс и экстремальные виды спорта: ролики, скейтборд, сноуборд. Но начало и основа хип-хопа именно рэп. В свое время возник он как способ самовыражения выходцев с пролетарских окраин, но сейчас это уже забыто. Рэп коммерциализируется и становится музыкой «золотой молодежи». В их песнях услышишь про армию, молодежные группировки, войну, наркотики. Но они все же считают себя романтиками, поскольку верят, что добро победит зло. Разумеется, у рэперов, как и у других представителей молодежных субкультур, существуют свои противники. В первую очередь это националистические группировки, которые считают, что рэп – музыка черных, низшей расы. Но вообще, как мне объяснили ребята, чаще всего у нас в стране все эти течения выражены не резко: не настоящие, например, панки, а так – «панкующие»… Молодой человек в поисках себя запросто может изменить той субкультуре, которой еще вчера, казалось, готов был посвятить всю жизнь. Большинство молодежи вообще «попсятники». В этом пренебрежительном термине сосредоточено все, против чего восстают рэперы или рокеры: обыденность, узость интересов… Попса – легкая развлекательная музыка, которой обычно под завязку набиты FM-чарты. Всякие там «иванушки», «стрелки» и шатуновы. Еще существуют совершенно непостижимые уму взрослого человека мажоры, битники, рейверы, толкинисты и так далее и тому подобное… Чтобы в этом разобраться и систематизировать – диссертации не хватит. Родители, видя перед собой нечто в бесформенных одеяниях и щедро сдобренное пирсингом, теряют самообладание и впадают в панику. «Мы в их возрасте такими не были» – их извечный аргумент. Но психологи не советуют драматизировать ситуацию. Главное, чтобы попытки самовыразиться не вредили здоровью и не носили деструктивный или криминальный характер, считают они. — Вызывающий внешний вид и агрессивная музыка – совершенно нормальное явление, которое связано с поиском подростком идентичности, своего места в жизни, – говорит завотделением психотерапии Минского детско-подросткового психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. – У каждого поколения свои способы эпатировать публику, самовыражаться, протестовать. Вспомните стиляг, хиппи… Главное, чтобы все эти проявления не переходили в навязчивые стремления и не затягивались сверх меры. Для того чтобы не потерять контакт с подростком, можно посоветовать принять его увлечение, даже если оно вам не нравится. Обсуждать с ним его занятия, интересоваться его делами. Именно это поможет подростку быстрее поверить в себя, выбрать свой путь. Психологи уверяют: по мере взросления подростковые интересы начинают отходить на второй план, появляются другие приоритеты. У кого-то детское увлечение пройдет бесследно. У некоторых – может оказать влияние на последующую жизнь, в основном на выбор профессии: заядлый рэпер, к примеру, станет музыкантом, тот, кто увлекался пирсингом и тату, – стилистом. Чем плохо? Может, родители Макаревича тоже поначалу переживали. А
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter