Скажи-ка, дядя, ведь недаром!

Есть даты, в которых усматривают трагическую мистику...

Есть даты, в которых усматривают трагическую мистику. 22 июня — именно такой день, для нас прежде всего связанный с 1941 годом, с началом Великой Отечественной войны. Но в этот день в 1812 году, по сути, началась и еще одна война — Наполеона против России. Многие ее ключевые события происходили на наших землях. Увидеть их сквозь столетия мы можем благодаря литографиям, гравюрам и почтовым открыткам середины XIX — начала ХХ века из коллекций Владимира Лиходедова и Владимира Пефтиева на выставке «1812 год. Война и мир», которая вчера открылась в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.


На открытии было зачитано приветствие министра культуры Павла Латушко, в котором отмечалась важность благородного меценатства, когда уникальные частные коллекции становятся достоянием общественности. А посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков подчеркнул, как бережно в нашей стране относятся к памятникам военных лет, общей истории двух стран.


Замысел вернисажа интересен тем, что на нем представлены взгляды с двух воевавших сторон. С одной — около 100 литографий Христиана Вильгельма Фабера дю Фора, который прошел всю кампанию 1812 года как полковник корпуса маршала де Нея. Его картины отличаются фотографической точностью, это беспристрастные зарисовки солдата... С другой — литографии по рисункам русского художника Василия Верещагина, родившегося после войны. Его работы — это уже показ героического сопротивления, а также попытка «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Впечатляет, например, портрет корсиканца, на котором тот показан не в треуголке и мундире, а закутанным в меха, замерзшим, мрачным... Или гравюра, изображающая конюшню, устроенную в Успенском соборе Москвы...


Столь полная коллекция литографий Фабера дю Фора — 98 картин — представлена впервые. Но этим экспозиция не исчерпывается. Всего на ней около 200 литографий и гравюр. В отдельном зале — серия «Беларусь в 1812 году». Здесь на открытках середины XIX — начала ХХ века — батальные и бытовые сцены, происходящие на наших землях. Бой под Клястицами, переход Наполеона через Неман, битва под Миром... А вот на баннерах — взятие Полоцка и Борисова.


— Самые интересные экспонаты, по моему мнению, — утверждает Владимир Лиходедов, — это изображения двух несохранившихся памятников. Один — обелиск в Клястицах. Таких на территории Российской империи было всего шесть, так называемые «памятники второго класса». Из всех сохранился лишь один, в Смоленске. Теперь восстановлены памятники в Полоцке, Малоярославце, в Красном под Смоленском. Еще один был в Каунасе. А клястинский памятник как–то выпадает из поля зрения. Мы хотим показать эту редкую литографию, чтобы общественность задумалась над возрождением обелиска. И еще одно уникальное изображение: фотография памятника польским и французским солдатам армии Наполеона. Бетонный крест, установленный где–то в 1920–х годах на тракте между Вилейкой и Молодечно. Точное место нахождения неизвестно, но убежден, что его тоже необходимо восстановить.


Подробнее эта тема раскрывается в книге Владимира Лиходедова и Кирилла Соколова «Памятники 1812 года на старых почтовых открытках». На выставке состоялась презентация этого издательского проекта. Также был представлен проект альбома «Хронология Отечественной войны 1812 г. на старых почтовых открытках и в графике» Владимира Лиходедова и Владимира Пефтиева. Все средства, полученные от работы выставки, пойдут на реконструкцию памятников войны 1812 года.


Выставка продлится до 31 декабря. Положила она и начало новому проекту нашей газеты: раз в две недели в приложении «Союз» будет публиковаться хронология войны 1812 года, иллюстрированная экспонатами выставки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter