Сказать слово и в становлении гражданского общества

Виктор Каменков: Нужно находить примеры либерализации

«Р» продолжает публикацию серии материалов, посвященных 20-летию «Рэспублiкi». Мы задаем свои вопросы (а для всех они одинаковы) двадцати нашим соотечественникам, внесшим значительный вклад в становление суверенной Беларуси, своим трудом и активной гражданской позицией заслужившим уважение и доверие народа, что дает им право говорить от его имени. Сегодня на три «юбилейных» вопроса «Р» отвечает председатель Высшего Хозяйственного Суда Беларуси, руководитель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор КАМЕНКОВ (на снимке).

— Какое самое важное событие в вашей жизни произошло за эти двадцать лет?

— Значимых событий было много. Мне доверили руководить системой хозяйственного правосудия страны, коллеги избрали председателем общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов». Я защитил вначале кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, стал заслуженным юристом Республики Беларусь…

— Двадцатилетие «Рэспублікі» совпадает с другой важной датой в жизни нашей страны – 20-летием суверенитета Республики Беларусь. Какой, на ваш взгляд, вклад внесла газета в становление страны?

— Газета «Рэспубліка» внесла достойный вклад в становление страны. В подтверждение этой мысли можно привести немало начинаний, акций, расследований, разделов и тем. Меня радует, что газета уделяет постоянное внимание правовым проблемам, освещает их под острым углом, а потому и привлекает внимание читателей. Среди них, я знаю, много руководителей и простых людей. Они находят в газете ответы на вопросы, которые перед ними встают. К этому издание обязывает и эпиграф, в качестве которого взяты слова Кастуся Калиновского: «Не народ для ўрада, а ўрад для народа».

Наше сотрудничество с «Рэспублікай» многолетнее, плодотворное и достаточно высокого уровня. Правда, это не говорит о том, что мы исчерпали все резервы. На новых возможностях и планах мне и хотелось бы сосредоточить свое внимание.

Газете следует больше писать о формировании гражданского общества. Я бы поставил и такую ближайшую общую задачу: в свете Директивы Президента от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» нам надо совместно находить примеры либерализации в правовой, экономической сферах. Этот первый опыт необходим юристам, бизнесменам, предпринимателям, работникам производственной сферы, сельского хозяйства. Убедился: еще не все даже понимают истинное значение слов «предприимчивость» и «либерализация».

Между тем элементы гражданского общества есть и в нашей сфере. Вот сегодня я проводил очередное совещание по организации и развитию внесудебного посредничества. Я думаю, что, когда мы приучим спорящих людей договариваться самих, это и будет вкладом в развитие гражданского общества. Я смотрю на такую перспективу через призму не только хозяйственных, экономических дел — здесь это все, бесспорно, приживется и приживается. Очень важно, чтобы люди умели договариваться, выстраивая свои брачные, семейные, трудовые отношения. Другие страны пошли еще дальше: внесудебное посредничество применяется у них в административной практике и даже в уголовной сфере.

Я веду речь лишь об одном из элементов гражданского общества. А между тем оно постоянно развивается. Такого рода новых подходов очень много. Поэтому я хочу пожелать газете «Рэспубліка» дальнейших успехов не только в утверждении норм и принципов гражданского общества, но и в других делах и начинаниях.

— Если бы вам сейчас было 20 лет, то…

— Я бы повторил то, что было в моей жизни. В 20 лет я был студентом юридического факультета Белгосуниверситета. После его окончания работал в органах прокуратуры, позже перешел в Высший Хозяйственный Суд.

Может, на сегодняшний день я сразу пошел бы работать в суд. Хотя не исключаю, что не отказался бы от той же строчки в своей трудовой книжке. Ведь работа в прокуратуре дает очень многое будущему судье. Не случайно у нас в системе хозяйственного правосудия немало выходцев из прокуратуры. Они там приобрели неоценимый опыт в части принятия самостоятельных решений. А это очень важно для судьи. Потому что судья, рассматривая конкретное дело, принимает решение в соответствии с законом, но обязательно сам. Работа в прокуратуре многому учит и в плане общения с людьми: как строить с ними отношения, как разговаривать с руководителями.

Кстати, юристом становиться поначалу я не собирался. В выпускном классе сельской школы, где учился, мои мысли были о техническом вузе, куда и собирался поступать. Конкретно — о радиотехническом институте. В последний момент решил поступать на юридический факультет Белгосуниверситета. Дело в том, что окончил школу я с золотой медалью. Дабы не думали мои односельчане, что я незаслуженно ее получил, решил подтвердить свои знания и способности, поступив туда, где был самый высокий конкурс.

В те времена юрфак БГУ был именно таким, можно сказать, закрытым для выпускника школы, не служившего в армии, не имеющего трудового стажа. Туда и подал документы. Готовился только по истории — профильному предмету, который мне вместе с другими медалистами предстояло сдать во время вступительных экзаменов. Отличная оценка сулила поступление. Я ее получил и стал студентом юридического факультета. А когда начал учиться в Белгосуниверситете, профессия юриста мне стала все больше и больше нравиться. Постепенно прикипел к ней всей душой.

После окончания юрфака по распределению я попал в органы прокуратуры. Трудился в них почти 15 лет. И вторая организация — Высший Хозяйственный Суд. Больше ничего в трудовой книжке не фигурирует.

Мне по душе тот профессиональный выбор, который я когда-то сделал, пусть во многом и случайно. Представься такая возможность — я бы повторил этот выбор. Он помог мне раскрыться как человеку, как личности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter