Сказано — сделай

Техрегламенты ТС вводятся, но практика применения хромает

Техрегламенты Таможенного союза вводятся достаточно активно, но практика их применения оставляет желать лучшего

Сегодня в сфере технического регулирования в рамках «тройки» происходит процесс, который кратко можно охарактеризовать как переход от создания правовой базы к ее применению. Реализовать положения технических регламентов на практике — дело непростое, поэтому в каждом случае предусмотрен переходной период. «Каждый вид продукции имеет свою специфику, свои особенности, и здесь есть тонкости и нюансы. По нашим подсчетам, для полного перехода на новый технический регламент требуется от 2 до 5 лет в зависимости от сложности продукции», — заметил председатель Госстандарта Виктор Назаренко во время международной научно-практической конференции, посвященной этой теме.

Этот процесс, как правило, связан с техническим переоснащением, подготовкой персонала, переходом на более современные требования. Это значит, что бизнес-план каждого промышленного предприятия должен сейчас формироваться с оглядкой на новые технические требования и условия доступа на рынок. И это хорошо, что введение единого технического регулирования совпало с масштабной модернизацией белорусской промышленности. «Мы уже фактически внедрили 14 регламентов, и жизнь показала, что это не просто установление требований и их выполнение, а необходимость пересмотра функций органов управления, модернизация промышленности и лабораторий, вплоть до перестройки самого рынка», — пояснил член коллегии (министр) по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков. Понятно, что эту работу за месяц-два не сделаешь, поэтому эксперты призывают промышленников активнее подключаться к реализации положений технических регламентов, а не оставлять всю работу «на потом».

Впрочем, в отдельных регионах стран-партнеров, как было подмечено во время конференции, вовсе не собираются выполнять требования техрегламентов. Сегодня там создается система выдачи фальсифицированных документов, которые потом десятками попадают и на белорусский рынок. «Нас это не устраивает, и мы будем предпринимать все необходимые меры, чтобы обеспечить контроль за обоснованностью выдачи документов, в том числе через систему аккредитации», — подчеркнул Виктор Назаренко. Вопрос создания надлежащего надзора за соблюдением принятых обязательств, пожалуй, выходит на первый план, вызывая достаточно острые дискуссии. Проблему могло бы решить четкое распределение функций между органами госуправления при надзоре за соблюдением требований техрегламентов. По мнению председателя Госстандарта Беларуси, основой для соглашения в рамках ЕЭП может стать Закон нашей страны «Об общей безопасности продукции», подготовка проекта которого сейчас ведется. «Мы должны создать условия, чтобы в Беларусь попадали товары, которые прошли необходимые процедуры и соответствуют требованиям безопасности», — добавил Виктор Назаренко. Кстати, советник Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Беларуси Александр Целюк заметил, что все принятые обязательства придется выполнять хотя бы по причине членства России в ВТО. Дело в том, что наиболее авторитетные члены этой международной организации имеют необходимый экспертный ресурс, чтобы отслеживать, как соблюдаются нормы ВТО в странах-членах, а также присоединяющихся странах. «Учитывая значимость рынка ЕЭП, можно прогнозировать, что внимание со стороны членов ВТО сохранится, а может, и усилится. Поэтому надлежащая проработка всех вопросов на экспертном уровне весьма важна», — подчеркнул представитель внешнеполитического ведомства.

Помимо безопасности, другая важная задача — добиться того, чтобы вводимые технические регламенты повышали конкурентоспособность промышленности, а не сдерживали ее развитие. Так, министр ЕЭК по промышленному и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский напомнил собравшимся, что к 2015 году во взаимной торговле трех государств должны быть сняты все барьеры. «Мы должны сделать эту работу, чтобы снять все барьеры. При этом она не должна быть затратной, нельзя допустить образования барьеров при создании новых видов продукции, — отметил Сергей Сидорский. — Это системные вопросы, их нужно решать национальным органам совместно с ЕЭК». Так, представитель комиссии указал на проблему наличия аккредитованных лабораторий и стоимости услуг по аккредитации и проведению испытаний продукции в соответствии с техрегламентами.

«Промышленность должна быть заинтересована в переходе на новые требования, и для этого необходимо изменить подходы к определению переходного периода», — заметил Виктор Назаренко. Он сообщил, что Беларусь была инициатором переноса сроков введения техрегламентов на машиностроительную продукцию, которые вступили в силу в феврале этого года. Дело в том, что отсутствовали межгосударственные стандарты на целый ряд продукции, подпадающей под действие нового регламента. Отсюда и проблемы с исполнением документов. «Мы считаем, что нужно очень серьезно пересмотреть подход к принятию решений по срокам введения техрегламентов, учитывая готовность нормативной базы, инфраструктуры, промышленных предприятий», — подчеркнул председатель Госстандарта.

Кому сейчас приходится нелегко, так это представителям легкой промышленности. Сегодня доля производителей трех стран на рынке ЕЭП стремительно сокращается, поскольку выросла активность импортеров. По расчетам концерна «Беллегпром», средневзвешенная стоимость импортного товара, в основном китайского, турецкого и пакистанского, ввозимого на территорию ТС, ниже средневзвешенной стоимости товара, производимого нашими предприятиями, в 3 и более раза. Сейчас департаментом по защите внутреннего рынка ЕЭК проводится специальное расследование в отношении тканей и ряда другой импортной продукции. «Мы готовы работать в конкурентной среде, но если она будет честной, — заявил заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Кужанов. — Проведя анализ импортного товара в своих лабораториях, мы выяснили, что эта продукция совершенно не отвечает тем техническим условиям, которым она должна соответствовать. Если мы пишем на изделии, что оно содержит 80 % шерсти, то ответственно могу сказать, что так и есть. А конкурировать с китайскими производителями, которые пишут 80 % на продукции, где шерсти только 20 %, нам тяжело». Что нужно сделать, чтобы поддержать своих производителей? Ответ все тот же: обеспечить контроль за ввозимой продукцией, чтобы она соответствовала заявленному качеству.

-----------------------------------------

Справка «Р»

В 2012 году вступили в силу первые 8 технических регламентов (ТР) Таможенного союза. Они охватывают наиболее широкие группы продукции, такие как изделия легпрома, упаковка, парфюмерия и косметика, продукция для детей и подростков, игрушки, средства индивидуальной защиты, бензин и иные виды топлива. С 15 февраля 2013 года введены в действие 6 технических регламентов на продукцию машиностроительной отрасли и электротехники, а с 1 июля — 7 ТР на пищевую продукцию и отдельные ее виды. В 2014—2015 годах вступят в силу еще 11 технических регламентов ТС, касающихся железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, мебельной продукции, маломерных судов, взрывчатых веществ, смазочных материалов, сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и их прицепов, колесных транспортных средств, автомобильных дорог.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter